Суд над Арсением Рогинским (1981, 22-1)

N 22 – 30 ноября 1981

25-26 ноября 1981 в нарсуде Октябрьского р-на г.Ленинграда начлось слушание дела Арсения Рогинского [1981, 15-1]. Председательствовал судья Ю.В.Барышев, обвинение поддерживал прокурор И.Б.Горский, защищал А.Рогинского адвокат И.Н.Денисов. А.Рогинский обвиняется по ст.196 ч.2 УК РСФСР (“подделка …документов…в целях их использования”), максимальная санкция – 5 л. лишения свободы). В зале присутствовали родственники и несколько друзей обвиняемого.

А.Рогинскому инкриминируются 11 эпизодов подделки писем-отношений в архивы различных организаций. 2 эпизода, относительно которых графологические экспертизы дали заключения, что подделка осуществлена А.Рогинским, относятся к 1974, т.е. для них срок давности (5 л.) истек. По остальным эпизодам эксперты не смогли уверенно заключить, кто совершил подделку (в том числе в трех случаях сделан вывод, что подделывал наверняка не А.Рогинский. По этим эпизодам, следовательно, может быть инкриминировано лишь использование поддельных документов (ч.3 ст.196, максимальная санкция – 1 г. лишения свободы). Суд удовлетворил ходатайства адвоката о приобщении к делу инструкций по архивам и о вызове свидетелей Я.С.Лурье и Б.Ф.Егорова.

***

После зачтения обвинительного заключения А.Рогинский заявил: “Категорически не признаю себя виновным. На конкретные вопросы отвечать отказываюсь. Мотивы отказа сообщать не желаю”.

В качестве свидетелей выступили ответственный секретарь журнала “Нева” В.Н.Сошонко, зав. архивом Географического общества Матвеева, главный библиотекарь зав. читальным залом отдела рукописей Публичной библиотеки им.Салтыкова-Щедрина Л.Г.Бучина. Свидетель В.А.Фейгин, начальник спецотдела этой библиотеки, рассказал, ссылаясь на директора библиотеки Л.А.Шилова, что из Горлита (Городской отдел Главного управления по охране государственных тайн в печати при СМ СССР) в библиотеку был прислан вып.1 самиздатского сборника “Память”, переизданного в Нью-Йорке в 1978.

Горлит запросил, нет ли в сборнике документов, хранящихся в библиотеке. Сотрудники библиотеки выяснили, что опубликованные в “Памяти” письма О.Левицкого с Семенова из ссылки старому революционеру Л.Г.Дейчу напечатаны по оригиналам, хранящимся в “Доме Плеханова”, филиале отдела рукописей Публичной библиотеки (в публикации “Памяти” фамилия адресата писем не была названа). После того, как выяснилось, что письма эти в “Доме Плеханова” читал только А.Рогинский по отношению из журнала “Нева” (которого этот журнал не давал), директор издал приказ о лишении А.Рогинского читательского билета.

Ученый секретарь Географического общества Л.И.Сенчура сказал, что увидел приказ о Рогинском, вывешенный в библиотеке, и вспомнил, что А.Рогинский читал также и в архиве его общества. Он запросил Саратовский ун-т, отношение из которого было принесено в архив А.Рогинским, и выяснил, что СГУ такого отношения не давал. Тогда он, Л.Сенчура, передал дело в прокуратуру. В качестве мотивов своего поступка он указал на то, что, по его мнению, “публикация необработанных архивных документов наносит вред нашей стране”.

Профессор СГУ В.В.Пугачев показал, что, хотя на следствии он заявил, что не подписывал отношения для А.Рогинского, позднее он установил, что действительно обсуждал с А.Рогинским тему, над которой он работал в архиве Географического общества, и санкционировал ее. В.Пугачев – научный руководитель кандидатской диссертации А.Рогинского – высоко отозвался о нем, как об ученом. Выступившие на второй день процесса д-р филол. наук Я.С.Лурье (“Пушкинский дом”) и д-р наук проф. Б.Ф.Егоров (ЛГУ и Ленинградское отделение Института истории) также высоко отозвались о научной деятельности А.Рогинского (у Я.Лурье А.Рогинский работал секретарем).

После допроса свидетелей прокурор попросил направить инкриминируемые А.Рогинскому документы на очередную (третью) экспертизу. Несмотря на возражения адвоката эта просьба была удовлетворена и суд был отложен до 1 декабря 1981.