8 июня 1979 в Ленииградском городском суде начался процесс по делу Льва Волохонского, члена Совета представителей Свободного Межпрофессионального Объединения Трудящихся (СМОТ). О деле Волохонского см. [1979, 6-2 ; 1979, 8-6 ; 1979, 10-3]. Председательствовал на суде И.А.Яковлев, прокурор – Милов. Волохонский защищал себя сам.
Волохонский обвинялся по ст.190-1 УК РСФСР. Ему вменялось в вину распространение “Архипелага ГУЛаг”, журналов “Континент” и “Посев”, “Хроники текущих событий”, статей Анина и Коржавина, сборника статей А.Д.Сахарова, составление документов СМОТ и двух писем в защиту Сквирского, устное распространение “клеветнических измышлений”. Волохонский признал лишь факт распространения книги Сахарова и составление документов и писем, однако отрицал их клеветнический характер и отказался признать себя виновным.
Ни один из допрошенных свидетелей не дал показаний против Волохонского.
Свидетели О.Левитан, Т.Плетнева, Дружинин и Файн на суде отказались от своих показаний, данных на предварительном следствии, заявив, что они были даны в результате шантажа и угроз со стороны следователя. А.Снисаренко [1979, 8-6] отказался от своих показаний еще ранее, до суда, послав прокурору письменное заявление с требованием привлечь следователя к уголовной ответственности за принуждение к даче ложных показаний. Прокурор на суде угрожал возбудить дело против самого Снисаренко по ст.190-1 УК РСФСР.
Свидетеля Н.Лесниченко (невеста Волохонского) и В.Новодворская (член Совета представителей СМОТ) говорили лишь о своем участии в работе СМОТ. М.Морозов [1979, 1-5, 1979, 2-12, 1979, 3-21] в суд доставлен не был. Свидетель Самойлов (также член Совета представителей СМОТ) на суд не явился. Были лишь зачитаны их показания на предварительном следствии – единственные, подтверждающие обвинение.
***
Следующее заседание суда должно было происходить 11 июня, но без объяснения причин было перенесено на 12 июня.
Волохонский выступил с большой защитительной речью, которая судом не прерывалась. В целом суд проходил корректно, с формальным соблюдением процессуальных норм, но на свидетелей постоянно оказывалось давление. Специальных барьеров перед залом суда не было, и, хотя в зале было много приглашенной публики, многие друзья и знакомые Волохонского смогли присутствовать на заседаниях.
Суд вынес приговор: 2 года лагерей общего режима.
Из обвинения было исключено устное распространение “клеветы” (это обвинение базировалось лишь на показаниях Морозова) и ряд других эпизодов. Волохонский будет подавать кассационную жалобу.