Николай Анатольевич Рыжков (р. 1964) жил вместе с родителями в г.Петропавловск Северо-Казахстанской обл. КазССР. Окончил восьмилетнюю школу, поступил в техникум, чтобы получить специальность шофера. В сентябре 1982 его призвали в армию и направили в Афганистан. Н.Рыжков служил при главном штабе советских войск в Кабуле.
16 июня 1983, разочаровавшись в характере войны в Афганистане, Н.Рыжков ночью вышел за пределы части в форме, но без оружия, и сдался афганским партизанам, которые были в городе на операции. Несколько месяцев провел в лагере для военнопленных. 24 ноября 1983 Н.Рыжков прибыл в Брюссель, а 28 ноября 1983 – в США. Перед этим он обратился в Службу эмиграции и натурализации США во Франкфурте, где получил статус беженца.
Не сумев адаптироваться в США, Н.Рыжков 12 декабря 1984 обратился в советское посольство в США с просьбой о возвращении домой. Тогдашний посол СССР в США Анатолий Добрынин лично заверил Н.Рыжкова, что его, в случае возвращения, не арестуют. 17 декабря 1984 о возвращении Н.Рыжкова было объявлено на пресс-конференции в советском посольстве в Вашингтоне, после чего Н.Рыжкова отправили в Москву.
По возвращении Н.Рыжков был помещен на “дачу” КГБ в п.Шереметьево Московской обл. Через 9 дней его перевели в СИЗО КГБ “Лефортово” в Москве, где ему официально предъявили обвинение по ст.64 УК РСФСР (“измена Родине”). Об аресте Н.Рыжкова сообщено не было. Более того, 25 апреля 1985 АПН в одном из своих сообщений утверждало, что Н.Рыжков “живет со своими родителями в Казахстане”.
Судил Н.Рыжкова военный трибунал. В зале суда находились офицеры, направляющиеся в Афганистан. Прокурор просил для Н.Рыжкова 15 лет лагерей и 3 г. ссылки. Трибунал приговорил Н.Рыжкова к 12 г. лагерей строгого режима. 11 декабря 1985 Н.Рыжков был этапирован в лагерь ЖХ-385/3-5 в пос. Барашево Мордовской АССР.