После того, как группа “Хельсинки-86” опубликовала призыв отметить возложением цветов к монументу Свободы в Риге годовщину первой массовой депортации латышей в Сибирь [1987, 10-10], 8 июня 1987 члены группы Л.Грантиньш и Р.Силараупс пытались попасть на прием в ЦК КП Латвии. Им было предложено придти на следующий день. Но в тот же день Л.Грантиньша задержали четыре милиционера. На следующий день ему было предъявлено обвинение по ст.194-1 УК ЛатвССР (аналог ст.198-1 УК РСФСР, “уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов и военного учета”).
Дело в том, что незадолго до этого члены группы Л.Грантиньш, М.Барис, Р.Битениекс, а также бывший политзаключенный Я.Рожкалнс получили повестки в военкомат на “переподготовку”. Р.Битениекс уже призван на 55 дней.
Л.Грантиньш имел освобождение от воинской обязанности и призыву не подлежал, почему в военкомат и не явился. После его задержания, врач, обследовавший его заново, сказал Л.Грантиньшу, что “приказ об этом пришел сверху”.
22 июня 1987 в г.Лиепая состоялся суд. Свидетелями выступали сотрудники военкомата. Л.Грантиньш приговорен к 6 мес. лагерей общего режима. Он подал кассационную жалобу. Заметим, что Л.Грантиньш, если его приговор будет утвержден, попадает под действие Указа об амнистии (см. наст. вып.[1987, 11/12-2]) и должен быть условно освобожден с обязательным привлечением к труду.
Л.Грантиньш (р. 21 ноября 1950) – мастер по янтарю и металлу. Жена его Ида живет по адресу: ЛатвССР, г.Лиепая, ул.М.Букаса, 47, кв. 8.
***
На следующий день после задержания Л.Грантиньша Р.Силараупс, как ему было предложено, явился в ЦК КП Латвии, где его принял секретарь ЦК по общим вопросам В.Акментиньш.
Р.Силараупс выразил протест против репрессий в отношении группы “Хельсинки-86” и ее дискредитации в печати, просил не мешать намеченному на 14 июня 1987 возложению цветов к монументу Свободы. В.Акментиньш сначала предложил провести возложение цветов в другом месте (например, к монументу памяти 1905 года), но когда Р.Силараупс это предложение отклонил, попросил позвонить ему позднее. Когда на следующий день Р.Силараупс до него дозвонился, В.Акментиньш сказал, что что они могут проводить свою демонстрацию “где угодно и когда угодно”. Однако в тот же день рижские газеты сообщили, что 14 июня 1987 с 14 до 16 час. у монумента Свободы будет проводится праздник велоспорта. Возложение же цветов было назначено на 15 час.
Перед 14 июня 1987, намеченным днем демонстрации, Р.Силараупсу звонили по телефону с угрозами. Бывшего политзаключенного Бориса Грезина, работающего на стройке в г.Юрмала, администрация специально предупредила, что 14 июня 1987 он должен быть на работе.
Ввиду праздника велоспорта у монумента Свободы организаторы демонстрации решили начать ее в 16 час. на Бастионной горке в парке Риги. В назначенное время на Бастионной горке собралось около 1000 чел. и еще столько же вокруг в качестве зрителей. Зрители постепенно присоединялись к демонстрантам. На Бастионной горке начался митинг. Первым выступил Эдмундс Цирвилис, говоривший о том, что в Латвии до сих пор нет памятника депортированным. З ним выступил бывший политзаключенный Хейнис Лама (р. 1911) критиковавший политику русификации Латвии. Третьим оратором был Юрис Зиемелис, говоривший о преследованиях инакомыслящих и потребовавший немедленного освобождения политзаключенного Гунара Астры. Тут же начался сбор подписей под петицией об освобождении Г.Астры. Было собрано 280 подписей.
Затем демонстранты двинулись к монументу Свободы, куда прибыли вскоре после 18 час. Во главе процессии шли Р.Силараупс и дочь Р.Битениекса Ева Битениеце (р. 1968) в национальном костюме. Демонстранты несли транспарант “Памяти жертв 14 июня”, венки и букеты с лентами, на которых были написаны первые слова гимна независимой Латвии (“Господь, благослови Латвию”). У многих были самодельные значки “Латвийская группа Хельсинки-86”.
Демонстранты возложили венки и цветы к подножью монумента Свободы. Число участников демонстрации к этому моменту достигло 5000. Возложение цветов закончилось к 20 час., хотя по отдельным сообщениям люди возлагали цветы еще до 23 час.
Милиция не вмешивалась, ограничиваясь лишь призывами “разойтись”. Однако в разное время было задержано 11 человек (по сообщению газеты «Московские новости” – 10), в их числе Дзинтарс Фридманис. Несколько человек было задержано также на следующий день после демонстрации. По неподтвержденным сведениям все задержанные уже освобождены, хотя “Московские новости” заявляют, что им “придется, очевидно, ответить за грубое нарушение порядка в общественном месте”.
О демонстрации сообщили рижские газеты, которые, однако, утверждают, что она окончилась провалом, и что ход “праздника спорта” “подстрекателям нарушить не удалось”.
К группе “Хельсинки-86” присоединились сейчас, кроме названного в [1987, 10-10] бывшего политзаключенного Роланда Силараупса также бывшие политзаключенные Альфред Зариньш (из г.Алуксне), Юрис Зиемелис (из пос.Барбеле Бауского р-на) и Хейнис Лама (из Риги), а также Эдмундс Цирвилис (Рига) и Арий Томсон (г.Тукумс). Гунтис Андерсон [1987, 10-10], однако, из группы “Хельсинки-86” вышел, не выдержав, по его словам, “слежки, угроз и осложнений на работе”.
Р.Силараупса, который после своего освобождения из лагеря заявил о намерении эмигрировать, 22 июня 1987 вызвали в ОВИР и предложили собрать документы на выезд. 10 июня 1987 ему позвонили из КГБ и предложили вновь срочно явится в ОВИР. Р.Силараупс явился, но никого там не застал. Когда он позвонив в КГБ, сказал об этом, к нему на дом немедленно приехал сотрудник ОВИР (или КГБ?) и в его присутствии заполнил все необходимые анкеты.
***
14 июня 1987, в день демонстрации, в Риге было объявлено, что 15 лютеранских священников создали Группу защиты прав христиан “Возрождение и обновление”.
В числе создателей Группы – несколько преподавателей духовной семинарии. В документе об образовании Группы сказано, что главной ее целью является борьба за то, чтобы “атеистическое государство не вмешивалось в развитие христианской жизни в Латвии, включая издание духовной литературы и воспитание детей в христианском духе”. Первый документ Группы, датированный 14 июня 1987, подвергает резкой критике законодательство о религиозных объединениях, содержит призыв к “перестройке и гласности в отношениях между церковью и государством”. Сейчас в Латвии 25 тысяч активных лютеран, и влияние церкви непрерывно уменьшается.
В состав Группы вошли ректор духовной семинарии д-р Робертс Акментиньш, профессор семинарии Робертс Фельдманис, преподаватель семинарии Айварас Бейманис, священники Модрис Плате, Юрис Рубенис, Янис Ванагс, Янис Карклс, Аугустс Алерс, Атис Вайцковскис, Андрейс Карацис, Виестурс Пирро, Эрбертс Бикше, Марис Людвикс, Эрикс Екабсон, Армандс Акментиньш.