События в Эстонии (1980, 20-1)

«N 20 – 31 октября 1980»

Волнения в Эстонии [1980, 19-32] начались впервые 22 сентября 1980 в Таллине, когда было отменено запланированное после футбольного матча на стадионе “Динамо” выступление поп-оркестра “Пропеллер” из-за “националистических элементов в текстах песен”.

Демонстрация молодежи (не менее 1000 человек) была разогнана милицией. Произошли столкновения. После этого ряд школьников-старшеклассников был исключен из школы. Это и явилось непосредственной причиной массовых демонстраций школьников 1 и 3 октября 1980 в Таллине [1980, 19-32]. Около 5000 школьников и учеников техникумов в возрасте 15-18 лет собрались на площади у здания Горсовета, на Балтийском вокзале, у памятника эстонскому писателю А.Тамсааре и на холме Харью. Демонстранты размахивали флажками независимой Эстонии, выкрикивали лозунги: “Свобода Эстонии!”, “Русские – вон из Эстонии!”, “Правда и справедливость!” и др. В то же время они требовали улучшения положения в школах: лучшего отопления классов, улучшения школьных завтраков и т.д. Когда демонстранты начали шествие к зданию Совета Министров ЭССР, они были остановлены милицией. Ряд демонстрантов были избиты, около 150 чел. задержано, но после “выяснения личности” большую часть их отпустили. Тем не менее около 10 чел. было арестовано.

Имена арестованных пока неизвестны, кроме одного. Это Алан Сепп (р. 1963), учащийся техникума, арестованный 1 октября 1980. Ему предъявлено обвинение по ст.195 УК ЭССР (аналог ст.106 УК РСФСР, “хулиганство”). Он содержится в таллинской тюрьме (ул.Каларанна, 2, учр. ЮМ-422/1).

Местные газеты (“Советская Эстония” и “Рахваал” на русском и эстонском языках), а также таллинское радио 7 октября сообщили о “беспорядках”. В сообщениях указывалось, что “прокуратура возбудила уголовные дела против инициаторов и активных участников беспорядков”. По официальным данным в беспорядках участвовало менее 1000 чел.

Участников демонстраций начали исключать из школ. Эти исключения вызвали новую волну демонстраций в Таллине 7 и 8 октября В них участвовало несколько сот человек. Они собрались на холме Линда. Демонстранты требовали прекращения исключений, освобождения арестованных товарищей, но также повторяли и политические лозунги прежних демонстраций. К демонстрантам эстонцам присоединились и русские школьники. Были произведены новые аресты.

***

10 октября демонстрации произошли также и в других городах, в частности в Тарту и Пярну. В Тарту в демонстрациях участвовало несколько сот школьников и учащихся техникумов. Демонстранты выкрикивали лозунг: “Свободу Эстонии!”. Они несли национальные флажки и плакаты с требованием отставки министра просвещения ЭССР Эльзы Гречкиной (первый русский министр просвещения Эстонии после ее аннексии, назначенная на пост 22 июля 1980 вместо ушедшего в отставку Фердинанда Эйзена). Было задержано около 40 чел., но после “выяснения личности” их освободили.

11 октября министр внутренних дел ЭССР Марко Тибар выступил по местному телевидению и предостерег против продолжения демонстраций. В тот же день по всем эстонским школам прошли родительские собрания, где от родителей требовали, под угрозой увольнения с работы, удерживать детей от участия в демонстрациях. В школах начали показывать фильмы, снятые КГБ во время демонстраций. От учителей и школьников требовали опознавать заснятых в фильмах лиц. Исключения из школ продолжаются. Исключено уже около 100 чел. Под арестом в Таллине находится около 20 чел. 14 октября газета “Советская Эстония” подтвердила открытие уголовных дел против инициаторов демонстраций.

Во второй половине октября председатель КГБ СМ СССР Ю.Андропов посетил Эстонию. По неподтвержденным сообщениям председатель КГБ ЭССР ген.-майор Август Порг смещен со своего поста.

1-2 октября 1980 в Тарту состоялась забастовка рабочих завода сельскохозяйственного машиностроения “Кацеремондитехас”. В забастовке участвовало около 1000 чел. Рабочие требовали отмены увеличения плана выпуска продукции, выплаты премиальных и прекращения нехватки товаров в магазинах. После приезда комиссии из Москвы требования рабочих были частично удовлетворены (отменено увеличение плана, премии выплачены 8 октября). Официальные лица первоначально отрицали факт забастовки, но позднее директор завода признал этот факт в беседе с корреспондентом АФП, однако утверждал, что забастовка проходила не не его, а на “соседнем” заводе.

В начале октября 1980 КГБ в Тарту был арестован правозащитник Тийт Мадисон (р. 1940). Подробности пока неизвестны. 20 октября майор КГБ Марат Жуков провел обыски по его делу в квартире и на работе у архитектора Виктора Нийтсо [1980, 7-26]. В.Нийтсо (р. 1952) подписал целый ряд эстонских правозащитных документов. После обыска В.Нийтсо был допрошен по делу Т.Мадисона.

10 октября в Каагъярве, близ Тарту, прошел обыск у эстонского поэта и лингвиста Калле Иштвана Эллера. Обыск проходил по делу М.Никлуса [1980, 8-5]. Изъято большое количество эстонского самиздата, в том числе журналов “Вигилия”, “Поолпяэвалехт” и др.

20 октября в Пярну был арестован инженер-строитель Вильо Калеп (р. 12 декабря 1934). Его подпись стоит под целым рядом эстонских правозащитных документов. При обыске во время ареста у него изъята пишущая машинка, книги, его собственная рукопись и эстонский самиздат. В.Калепу предъявлено обвинение по ст.68 УК ЭССР (аналог ст.70 УК РСФСР). Он находится в таллинской тюрьме (учр. ЮМ-411/1). Жена В.Калепа Хелле, сыновья Вейко (р. 29 апреля 1969) и Свен (р. 9 мая 1972) и дочь Реет (р. 18 ноября 1970) живут по адресу: 203600, г.Пярну, ул.Сиде, 9, тел. 57 190.

В день ареста В.Калепа по его делу прошли обыски в квартире и на работе у Вийви и Хейки Ахонен в Таллине. В протоколах обысков 23 пункта.