О суде над Юрием Шихановичем (1985, 5-5)

N 5 – 15 марта 1985

Поступили дополнительные данные о суде над Юрием Шихановичем [1984, 17/18-1,22-10]. Председательствовала судья Н.Г.Байкова, обвинение поддерживал прокурор Голубев, защищал Ю.Шихановича адвокат А.Г.Поляк.

Ю.Шиханович обвинялся в “изготовлении, хранении и распространении” “Хроники текущих событий” (NN 34-63), сборе информации для нее и переправке за границу; в поддержании “преступных отношений” с проживающими за границей Б.Вайлем, К.Любарским, В.Чалидзе; составлении аннотации на книгу “«Письмо вождям» Солженицина и отзывы на него”; хранении с целью распространения книг (всего 680 наименований, в том числе книги А.Авторханова, А.Амальрика, В.Буковского, Б.Вайля, В.Гроссмана, Р.Гуля, М.Джиласа, Е.Замятина, А.Марченко, А.Солженицина и др.).

Адвокат просил вызвать в суд эксперта-психиатра, который признал Ю.Шихановича невменяемым во время первого ареста, чтобы выяснить причину противоречий между прежней и нынешней экспертизами. Прокурор возражал и суд отклонил ходатайство адвоката (ранее в изложении этого эпизода – неточность).

Ю.Шиханович признал себя виновным по всем пунктам, но отрицал умысел на подрыв и ослабление советской власти. Во время совершения инкриминируемых ему действий он считал их полезными, но сейчас понял нанесенный им вред и раскаивается, обещая впредь ничего подобного не совершать. “Хроника текущих событий” объективно вредна, т.к. информация в ней не всегда была достоверна. Ю.Шиханович отказался назвать лиц, которые совместно с ним выпускали “Хронику”, объяснив свой отказ тем, что, во-первых, это ему запрещает интеллигентская традиция, а во-вторых, “Хроника” себя все равно изжила, и, выйдя на свободу, он будет убеждать оставшихся редакторов “Хроники” прекратить свою деятельность.

В качестве свидетелей были допрошены лица, у которых Ю.Шиханович хранил свой, впоследствии им добровольно выданный архив (всего было вызвано пятеро, но один не явился), и жена политссыльного В.Кувакина Анна. У лиц, хранивших архив, спрашивали лишь, кто его принес, что в нем хранилось, пользовался ли Ю.Шиханович принесенными бумагами, и как бумаги попали в руки следствия. Все, кроме одного свидетеля, сказали, что не знали, что именно у них хранилось. А.Кувакина показала, что Ю.Шиханович познакомил ее с иностранцем, который расспрашивал ее о положении мужа.

Прокурор в своей речи заявил, что считает раскаяние обвиняемого неискренним, и просил у суда для него 5 лет лагерей и 5 лет ссылки. Адвокат просил о максимальном смягчении приговора.

В последнем слове Ю.Шиханович сказал, что он потрясен речью прокурора, который игнорировал ход судебного следствия и потребовал сурового наказания. Его, Ю.Шихановича, поведение на следствии было, если не юридически, то фактически, явкой с повинной. Если его сейчас осудят, то это удержит других от того, чтобы следовать его примеру. Если ему вынесут суровый приговор, то он не сможет, как обещал, переубедить своих друзей прекратить свою деятельность, и это нанесет обществу вред.

Как уже сообщалось, суд удовлетворил просьбу прокурора и приговорил Ю.Шихановича к 5 г. лагерей строгого режима и 5 г. ссылки.