В издающемся для зарубежного читателя журнале “Вicтi з Украiни” (N28, июль 1985) опубликована статья “Прозрение”, в которой сообщается, что редакция получила “собственноручное письмо” политзаключенного Юрия Шухевича-Березинского, где он пишет: “Я… заявляю о своем окончательном разрыве с украинским национализмом и осуждаю любую националистическую деятельность, где и кем бы она не велась”. В статье приводится также факсимиле письма, написанного мелким ровным почерком с аккуратными вставками в текст. Поскольку известно, что Ю.Шухевич в тюрьме практически ослеп, такой внешний вид письма вызвал сомнение, действительно ли оно написано Ю.Шухевичем.
Редакция “Вестей из СССР” располагает оригиналом письма Ю.Шухевича, написанного в середине 1984. По просьбе редакции была проведена графологическая экспертиза, с целью установить, написаны ли письмо, имеющееся в редакции “Вестей из СССР”, и опубликованное в журнале “Вicтi з Украiни”, одной и той же рукой. Мюнхенскому графологу и специалисту по психологии почерка Катарине Штульман-Кортин были представлены оригинал письма Ю.Шухевича, имеющийся в редакции “Вестей из СССР” (образец А) и несколько копий факсимиле из журнала “Вiстi з Украiни” (образцы 1,2,3,4). Поскольку нельзя было исключить возможности, что Ю.Шухевич перенес недавно глазную операцию, перед экспертом был поставлен дополнительный вопрос: могла ли эта операция привести к изменению почерка, такому, который объяснил бы различия между представленными образцами.
Приводим текст заключения эксперта:
Перед экспертом поставлен вопрос, идентичен ли почерк оригинала, обозначенный литерой А, с образцами почерка 1,2,3 и 4.
Даже если предположить, что автор почерка А в истекший промежуток времени (незадолго до наступления полной слепоты) перенес глазную операцию и она дала самый блестящий результат, – состояние его зрения едва ли могло за столь короткое время улучшиться до такой степени, чтобы его почерк мог обрести такую же компактность, какая имеется в образце, представленном для сравнения. Почерк А для этого слишком резко нарушен.
В противоположность чрезмерной субтильности почерка А, почерк, представленный для сравнения, выражает полноту жизненных сил и значительную способность наслаждаться жизнью. Но и независимо от этой разницы графический характер обоих почерков существенно различен. Принимая во внимание, в частности, резкое отличие в формообразовании многих букв почерка А по сравнению с почерком, представленным на экспертизу, можно с вероятностью, близкой к стопроцентной, исключить идентичность авторов обоих почерков”.
Уже после проведения экспертизы стало известно, что ни сам Ю.Шухевич, ни близкие его ничего не знают о публикации в журнале “Вicти з Украiни”.