Суд над Леонидом Вольвовским (1985, 20-2)

N 20 – 31 октября 1985

18 и 21-24 октября 1985 Горьковский областной суд под председательством судьи Василия Верховцева рассмотрел дело Леонида Вольвовского [1985, 19-8].

Жена Л.Вольвовского не смогла найти адвоката, который согласился бы и смог защищать Л.Вольвовского. Ее просьба защищать мужа самой была также судом отклонена, и суд назначил Л.Вольвовскому адвоката по своему выбору. Л.Вольвовский, однако, от него отказался и заявил, что будет защищать себя сам.

В зале суда из близких вначале присутствовали жена Л.Вольвовского Людмила, дочь Кира, мать Евгения Леонидовна Минц, друг семьи Вольвовских Борис Бегун. Однако им предложили покинуть зал на том основании, что они вызваны свидетелями (в отношении К.Вольвовской и Б.Бегуна это, по-видимому, было неправдой; Л.Вольвовская имела повестку о вызове в качестве свидетеля, но так и не была вызвана для дачи показаний). К.Вольвовская и Л.Вольвовская отказались покинуть зал суда и были удалены силой. Л.Вольвовская получила при этом ушибы.

Между тем, группа друзей Л.Вольвовского, собравшаяся у здания суда и не допущенных в зал, послали телеграмму секретарю Горьковского обкома КПСС с протестом против отказа в допуске на заседание суда. Они немедленно получили ответ, что их телеграмма “получена и рассматривается”. В зале суда находились корреспонденты местного радио и операторы телевидения.

Л.Вольвовский в ответ на вопрос суда назвался своим еврейским именем – Арие. Он просил пригласить переводчика, т.к. хочет говорить на родном ему иврите. Он также потребовал, чтобы ему разрешили носить кипу. Когда же ему приказали ее снять, он заявил, что без кипы не будет принимать участия в судебном разбирательстве.

Л.Вольвовский обвинялся по ст.190-1 УК РСФСР. Главным содержанием обвинения было письмо, направленное Л.Вольвовским Л.Брежневу много лет назад, а также распространение таких изданий, как “Израиль сегодня” и т.п. Показания свидетелей имели мало отношения к сути дела. Свидетель Бабинцев когда-то учился вместе с Л.Вольвовским в политехническом институте, свидетель Шмоткин признал, что уже много лет не встречался с Л.Вольвовским. Женщина-свидетельница сказала, что Л.Вольвовский год назад дал ей книгу Леона Уриса “Исход”. Она путалась в показаниях, и судья приказал ей придерживаться того, что она говорила на следствии. Директор школы Шилувский сказал, что однажды Вольвовские пригласили его на субботнюю трапезу. Прочие его показания сводились к грубым нападкам на обвиняемого, утверждениям, что Вольвовские роскошно живут и т.п. В суде был также допрошен и отец Л.Вольвовского.

Л.Вольвовский виновным себя не признал. Суд приговорил его к 3 г. лагерей общего режима. Л.Вольвовский намерен подать кассационную жалобу, однако жена, по-прежнему, не может найти адвоката, который согласился бы поддержать эту жалобу в суде.

Суд, как обычно, разрешил Вольвовским свидание – после вынесения приговора это делается. Однако свидание не состоялось, т.к. в тюрьме был объявлен карантин.