18 мая 1981 в Киеве еврейский активист-отказник Ким Фридман [1981, 7-5] был приговорен к 1 г. лагерей общего режима за “тунеядство” (ст.214 УК УССР). Через неделю (видимо, 25 или 26 мая 1981) другой киевский отказник, Владимир Кислик [1981, 6-3] был осужден на 3 г. лагерей общего режима по обвинению в “злостном хулиганстве” (ст.206 ч.2 УК УССР). Перед судом он был признан вменяемым в ПБ им.Павлова в Киеве. И К.Фридман и В.Кислик виновными себя не признали.
***
15 мая в Киеве был арестован еще один активист-отказник, кандидат химических наук Станислав Алексеевич Зубко (р.1937). Накануне в милицию была вызвана его мать Анна Левицкая. Ее подвергли двухчасовому допросу, а затем с извинениями отпустили. 15 мая милиционеры пришли на квартиру С.Зубко с обыском, якобы в связи с кражей‑ совершенной в соседней квартире. Были изъяты книги на иврите. На шкафу была найдена старая конфета, которую первоначально определили как “гашиш”. Затем обыскивавшие направились прямо на кухню, где сразу же вытащили из-под холодильника револьвер. Мать С.Зубко убеждена, что револьвер был подложен. С.Зубко был арестован и ему было предъявлено обвинение в “хранении наркотиков с целью сбыта” и в “незаконном хранении оружия”. По неподтвержденным сообщениям первое обвинение впоследствии отпало.
С.Зубко со времени подачи заявления о выезде в Израиль в 1980 подвергали административным арестам на срок от 10 до 15 сут. по меньшей мере 6 раз. Мать С.Зубко живет по адресу: г.Киев-98, Днепровская наб., 11, кв.15.
***
В середине мая 1981 был задержан на улице в Киеве Михаил Эльберт, брат Льва Эльберта, известного киевского еврейского активиста-отказника. М.Эльберта доставили в отделение милиции и подвергли обыску по подозрению в хранении материалов, служащих для “растления малолетних”. В числе изъятого – ряд книг на английском языке философского содержания, включая книги Эли Визеля.