Тепличное дело (1981, 12-6)

N 12 – 30 июня 1981

1 апреля 1981 в теплицу цветочного хозяйства г.Томска, охраняемую сторожем С.С.Божко, явилась бригада следователей КГБ.

Состоялся двенадцатичасовой обыск с применением технических средств, в ходе которого были изъяты фотокопии журналов “Континент” и “Вестник РХД” (по одному номеру ) и повесть А.Платонова “Чевенгур”. С.Божко признал , что фотокопии принадлежат ему, после чего был увезен на допрос в Областное УКГБ к следователю Н.Сапожкову. Одновременно с С.Божко в УКГБ были доставлены на допрос еще 5 его знакомых. У трех из них в ночь с 1 на 2 апреля также состоялся обыск. В их числе литератор Николай Валентинович Серебрянников (р.1954), у которого были изъяты материалы литературного характера, и социолог из Томского ун-та Валерий Михайлович Кандель (р.1954), у которого изъяты материалы религиозного и научного содержания.

Активный период следствия длился до 6 апреля В ходе допросов С.Божко и Н.Серебренникова поддерживалась телефонная связь с Новосибирском, где по тому же делу одновременно проходили допросы Владимира Михайловича Климова и Измаила Нуховича Гемуева. Н.Серебренникову были предъявлены показания И.Гемуева.

Всего за указанный период длительность допросов составила 250 час. Следствие пыталось доказать наличие организации, составленной из допрашиваемых лиц. С.Божко и Н.Серебренникову было предъявлено обвинение в ведении антисоветской деятельности более 10 лет. В частности, С.Божко обвинялся в попытке организации политических беспорядков на теплоходах Обского пароходства, а Н.Серебренников – в агитации среди студентов г.Томска. Всем допрашиваемым предъявлялись обвинения в распространении самиздата и в устной пропаганде, делались намеки на возможность предъявления обвинений в “распространении порнографии” и “половых извращениях”. Н.Серебренникову угрожали помещением в ПБ, у других лиц вынуждали заявления о его психической ненормальности.

В конце следствия С.Божко было сделано “Предостережение” по Указу ПВС СССР от 25 декабря 1972. Положение остальных лиц, подвергшихся допросам, неизвестно, но, повидимому, арестов произведено не было.