Суд над группой арестованных по “делу социалистов”, отдавшийся в нач. ноября 1982 [1982, 19-12], пока, по-видимому, не состоялся. Тем временем стали известны некоторые дополнительные подробности этого дела.
КГБ, вероятно, стало известно о группе “социалистов” еще в конце 1979- нач. 1980. Уже тогда на беседы в КГБ вызывались, среди прочих, А.Фадин, П. Кудюкин, К.Барановский и Собченко. К.Барановский уже тогда выразил раскаяние в своей деятельности и дал показания.
Следствие по делу вела следственная группа под руководством майора КГБ Федора Гервасьевича Похила.
В связи с этим делом был арестован, наряду с прочими, Игорь Кондрашов (р.1956). Арест произведен, по-видимому, в мае 1982. У. И. Кондрашова еще в января 1982 был обыск, после чего он в течение месяца находился в одной из московских ПБ. Он жил с матерью в Москве (тел. 124 16 31).
***
8 июня 1982 по “делу социалистов” прошел обыск в Москве у Геннадия Гуреева, на котором было изъято несколько зарубежных книг и самиздат. Обыск прошел также у его брата Юрия, зам. нач. гортинотдела г.Клин, депутата горсовета. После обыска Г.Гуреева отвезли на допрос в КГБ. Допрос касался издания и распространения журнала “Варианты”. Следователь Банев предъявил Г. Гурееву отрывки якобы из показаний И.Кондрашова. В этих показаниях говорилось о конспиративных встречах Г.Гуреева с самим И.Кондрашовым и др. лицами, известными лишь под псевдонимами, о получении от них номеров журнала “Варианты” и вопросов парижского журнала “Альтернатива”. Г.Гуреев от дачи показаний отказался. После обыска и допроса Г.Гуреева уволили с работы, а хозяйка комнаты, которую он снимал, потребовала его выселения.
***
20 июля 1982 на допрос к майору Ф.Похилу был вызван переводчик Алексей Зверев. У А.Зверева был проведен обыск еше 6 апр. 1982, но об этом стало известно с запозданием. Были изъяты, в основном, зарубежные издания. Тогда, 7, 8 и 9 апр., он был допрошен, но отказался отвечать по морально-этическим соображениям. На новом допросе 20 июля Ф.Похил заявил А.Звереву, что от его показаний зависит, перейдет ли он из свидетелей в обвиняемые. А.Звереву были зачитаны подробные показания А.Фадина, П.Кудюкина и А.Шилкова, в частности о самом А.Звереве. Все эти показания А.Зверев подтвердил.
***
22 июля следователь Б .Р.Романовский допросил И.Г.Фридлянд, 23 июля – ее мужа И.А.Чердынцева-Курганского.
23 июля по “делу социалистов” был допрошен Алексей Смирнов (позже арестованный по собственному делу [1982, 17-2]). Его спрашивали о знакомстве с Б.Кагарлицким и А.Фадиным, о журналах “Левый поворот”, “Социалистический вестник”, “Варианты” , “Социализм и будущее”, изъятых у него на обыске в января 1982. По мнению следователя Милехина, высказанному на этом допросе, за выпуск журнала “Левый поворот” ответственен Б.Кагарлицкий, а помогали ему Собченко, Скориков, Куперман, Сидоров и др. Последние не арестованы “из-за маловажности их действий или из-за чистосердечных показании.» Следователь утверждал также, что Б.Кагарлицкий раскаялся и дает показания.
Был допрошен также отец Б.Кагарлицкого Юлий Иосифович.
***
20 авг.1982 Б.Р.Романовский вызвал на допрос сестру П.Кудюкина Марию. Ей были предъявлены собственноручные показания А.Фадина. В них А.Фадин раскаивается в своих занятиях “антисоветской деятельностью”, признает свое участие в “Союзе коммунаров”, программа которого, якобы, предусматривала свержение советской власти. По словам А.Фадина П.Кудюкин согласен с его покаянием.
Групповое дело “социалистов” (№27), по-видимому, было разделено на несколько дел. В частности, дело А.Фадина и П.Кудюкина выделено в дело №102. Им предъявлено обвинение по ст.70 УК РСФСР и, по-видимому, также по ст.72.
***
Несколько десятков свидетелей, вызванных следствием, дали откровенные показания, в особенности К.Барановский и Собченко. Лишь Ирина Гришечко [1982, 10-1] и Олег Александров [1982, 17-4] категорически отказались от дачи показаний (О.Александров, по-видимому, все же погиб в результате наезда автомобиля после допроса [см. 1982, 17-4]). Кроме того, машинистка А.Фадина Ольга Иванова, сотрудница ИМЭМО (?), отказалась выдать якобы имеющийся у нее типографский шрифт, и сейчас ее вынуждают уволиться с работы.
Сами А.Фадин и П.Кудюкин, по-видимому, дали подробные показания о себе самих и о М.Ривкине, К. Барановском, А.Звереве, а также о том, как выпускались журналы «Варианты», «Левый поворот» и «Социализм и будущее». По данным следствия «Варианты «( вышло 4 номера) редактировал А.Фадин, за исключением № 1, который, возможно, редактировал Б.Кагарлицкий. «Левый поворот» (2 номера) редактировал П.Кудюкин, «Социализм и будущее» – совместно А.Фадин и П.Кудюкин. Журналы распространялись, кроме Москвы, как минимум, в трех городах, но общий тираж едва ли превышал 100 зкз. Издатели и авторы выступали под псевдонимами “Агенобарб”, “Иван Токар”, “Аорист”, “Негро”‘ и др.
А.Фадин сообщил также о приобретении им типографского и переплетного оборудования.
Неясно, состоится ли в ноября 19//31 суд только над А.Фадиным и П.Кудюкиным или же также и над остальными членами группы.