Дело “социалистов” (1982, 10-1)

«N 10 – 31 мая 1982»

Пятеро из числа арестованных 6 апр.1982 [1982, 7-2]: Б.Кагарлицкий, А.Фадин, П.Кудюкин, Ю.Хавкин и В.Чернецкий арестованы по делу N27, которое ведет КГБ. Им предъявлено обвинение по ст.70 УК РСФСР. Все они содержатся в Лефортовской тюрьме КГБ.

Борис Кагарлицкий (см. подробно 1982, 8-13) закончил ГИТИС по специальности “социология искусства” (в 1982,8-13 неточность, исключен из аспирантуры ГИТИС), одно время был секретарем Р.Медведева, последнее время работал почтальоном.

Андрей Васильевич Фадин (р.28 ноября 1953) – историк, специалист по новейшей истории Латинской Америки. Его покойный отец был референтом ЦК КПСС по скандинавским странам. А.Фадин жил с матерью и братом Александром по адресу: Москва, Кутузовский пр., 24, кв.433. Жена А.Фадина Жанна Манасян с сыном Артемом (р.1980) живет отдельно.

Павел Михайлович Кудюкин (р. 19 июля 1953) – аспирант Института мировой экономики и международных отношений АН СССР (ИМЭМО), специалист по левым партиям Испании. Официально был прописан в г.Загорске Московской обл. по ул.Новоугличской, 65а, кв.60, но фактически жил вместе с сестрой Марией в Москве по ул.Енисейской, 12, кв.216 (тел.471 94 53).

Юрий Леонидович Хавкин (р.20 авг. 1949) – ст. инженер НИИ по автоматическим системам. Он жил с женой Галиной Петровной и сыном Артемом (р.1976) по адресу: Москва, пр.60-летия Октября, 25, корп.2, кв.47 (тел.126 77 92). Он инвалид (без одной ноги).

Владимир Николаевич Чернецкий (в 1982,7-2 неточность в фамилии, р.5 февраля 1950), научный сотрудник Института химической физики АН СССР. Он жил с женой Аллой Иосифовной, сыном Владимиром (р.1978) и дочерью от первого брака Екатериной (р.1972) по адресу: Москва, ул.Вавилова, 53, кв.8 (тел.135 90 57).

У всех арестованных в день ареста были проведены обыски.

Обыск у А.Фадина проводил майор А.Т.Губинский (который, однако, арестовав А.Фадина, уехал вместе с ним и фактически в обыске не участвовал), а также ст.лейт. Круглов, сотрудники КГБ А.А.Громов, П.Г.Маргорин, В.С.Еломанов, А.Б.Мараев. В протоколе обыска – 68 пунктов. Изъят многочисленный самиздат, в том числе Обращение к польским рабочим за подписью “советские инакомыслящие” и различные материалы по Польше, ответы редакции журнала “Варианты” на вопросы парижского журнала “Альтернатива”, текст под названием “Тезисы П.Кудюкина”, статьи из журнала “Поиски”. Изъяты также три пишмашинки, фотоаппарат, репродукционная установка, пять ножей финского и норвежского производства, оставшиеся от отца А.Фадина, различные документы.

Обыск у П.Кудюкина по месту его фактического жительства в Москве проводил п/п Шконда с участием кап.Трофимюка, кап.Горощанского, полк.Арро и мл.лейт. Лежепекова. В протоколе обыска – 96 наименований. Среди многочисленного изъятого самиздата упомянутое выше Обращение к польским рабочим в 3 экз., 6 номеров самиздатского журнала “Социализм и будущее” (за 1980-1981, каждый примерно по 20 стр.), обращение к итальянской компартии от имени этого журнала, журнал “Левый поворот” N1, ответы на вопросы журнала “Альтернатива”. Изъяты три пишущие машинки, многочисленные письма, в том числе неотправленное письмо жене П.Кудюкина Сонат Кибировой, проживающей в Алма-Ате. В этом письме П.Кудюкин пишет, что ради жены он отказывается от “этой организации”. При обыске на загорской квартире П.Кудюкина изъяты фотоаппарат, пишущая машинка и несколько книг.

Ю.Хавкина увезли из дому сразу после личного обыска и обыск квартиры проходил без него. Обыск проводили майор Ткачук и сотрудники КГБ Нечаев, Серов, Грачев и Касьянов. В протоколе обыска – 66 пунктов. В числе изъятого самиздата – Обращение к польским рабочим (см. выше), 5 номеров журнала “Социализм и будущее”, ответы на вопросы журнала “Альтернатива”, Бюллетень инициативной группы по защите прав инвалидов, журнал “Поиски”. Изъяты также пишмашинка и переплетные материалы и инструменты.

Обыск у В.Чернецкого проводили кап.Е.Саушкин, п/п Лаврентьев, кап.Шарипов, ст.лейт. Терехов. В протоколе обыска 40 пунктов, в том числе 2 номера журнала “Социализм и будущее”, упоминавшееся выше Обращение к польским рабочим, прочий самиздат, письма.

***

В тот же день, 6 апр. 1982 по делу N27 были проведены и другие обыски, а также начались допросы. Обыск прошел у сотрудника журнала “Латинская Америка” Константина Барановского (р.1955). В протоколе обыска – более 50 пунктов: многочисленный самиздат, в том числе журнал “Поиски”, пишмашинка. При начале обыска присутствовал знакомый К.Барановского Андрей Шилков, который начал кричать, что все изымаемое принадлежит ему. На А.Шилкова надели наручники и увели.

А.Шилков – житель г.Петрозаводска. Он был арестован за распространение самиздата в 1980, однако был освобожден благодаря вмешательству отца, заслуженного чекиста Карелии. После освобождения жил в Москве у знакомых. В 1981 направил в Верховный Совет Карельской АССР свой паспорт и заявление об отказе от гражданства по политическим мотивам. Выезда из СССР он не добивался. Нынешнее положение А.Шилкова неизвестно.

6 и 7 апр. 1982 К.Барановского допрашивали о А.Фадине, П.Кудюкине и Б.Кагарлицком. 6 апр. допрашивали бывшую жену К.Барановского Ирину Гришечко, но та отказалась давать показания.

Обыск прошел также 6 апр. в пос.Дзержинском Московской обл. у инструктора отдела пропаганды и агитации горкома ВЛКСМ Петра Николаевича Волкова (р.1951). П.Волков – член КПСС, но с 1979 не платит членских взносов. П.Волков отказался открыть дверь, и пришедшие с обыском ее выломали. Обыск проводил следователь Попов и еще 5 чел., в том числе Васильев. Изъяты 2 номера журнала “Социализм и будущее”, “Поиски”, прочий самиздат, партбилет П.Волкова. После обыска П.Волкова увезли на допрос, где спрашивали о Б.Кагарлицком, Ю.Хавкине, а также о Краснове. П.Волков отказался отвечать.

На проведенном в тот же день обыске у врача-терапевта Ильи Яковлевича Султанова (р.1948) изъят самиздат и записи И.Султанова о медицине в СССР. В тот же день, а также 6 и 7 апр., И.Султанова допрашивали о Ю.Хавкине, В.Чернецком, А.Фадине и др. В ходе допросов о В.Чернецком следователь заявил, что тот – “член организации на высоком конспиративном уровне”.

Обыски и допросы прошли также у соученика А.Фадина по МГУ Сергея Карпюка, у знакомой А.Фадина японистки Ирены Бейлис, у сотрудницы ИМЭМО О.Ивановой (изъята, среди прочего, пишмашинка), а также у О.Исаковой, где тоже была изъята пишмашинка. О.Исакова пояснила, что она – платная машинистка. Ей задавали вопросы о Собченко.

Помимо обысков, начались допросы по делу N27.

Жена П.Кудюкина С.Кибирова после допроса, проведенного следователем Солонченко, написала мужу письмо, в котором она осуждает его деятельность и сообщает о предстоящем разводе.

В течение нескольких дней проходили допросы выпускника исторического ф-та МГУ Игоря Пимоненко. Ранее, в 1981 И.Пимоненко находился в больнице им.Кащенко в Москве с диагнозом “реактивный психоз”. Перед выпиской с И.Пимоненко беседовал незнакомый врач, которому И.Пимоненко назвал фамилии А.Фадина, П.Кудюкина и К.Барановского. Во время допроса 6 апр. И.Пимоненко в КГБ напомнили эту беседу с врачом и попросили подтвердить сказанное. После допросов у И.Пимоненко обострилось психическое заболевание и он был вынужден обратиться к психиатру.

Михаила Ривкина, сотрудника одного из НИИ, занимающегося нефтью, допрашивали с 6 по 9 апр. 9 апр. по месту работы матери М.Ривкина было проведено изъятие записей М.Ривкина на политические темы. М.Ривкину угрожают арестом. М.Ривкин утверждает, что его знакомство с А.Фадиным, П.Кудюкиным и др. имело чисто бытовой характер.

24 апр. был допрошен соученик А.Фадина по МГУ минчанин Олег Буховец (ныне – аспирант МГУ). До этого, 6 апр. в Минске прошла серия допросов о самом О.Буховце.

Был допрошен также О.Александров, отказавшийся отвечать на вопросы. А.Каплин на допросе показал, что получал от А.Фадина самиздат и выразил готовность выступить свидетелем на суде.

16 апр. следователь В.П.Фатеев пытался пригласить на “беседу” жен Ю.Хавкина и В.Чернецкого, однако те отказались от бесед, заявив, что они должны быть официальными.

В следствии по делу N27 принимает участие также майор Ф.Г.Похил. Постановления об обысках подписывал начальник отделения Следственного отдела УКГБ по Москве и Московской обл. майор Балашов.