Голодовка, начатая 22 ноября 1981 А.Сахаровым и Е.Боннэр [1981, 21-6 ; 1981, 22-27], продолжалась на фоне нарастающей волны выступлений в их поддержку, как за рубежом (со стороны государственных деятелей и общественности), так и в СССР (со стороны правозащитников и, повидимому, также ряда ученых).
А.Сахаров и Е.Боннэр требовали разрешения на выезд из СССР для Е.Алексеевой, жены сына Е.Боннэр А.Семенова.
4 декабря 1981 в квартиру Сахаровых в г. Горьком вошли 8 чел. и насильственно увели А.Сахарова и Е.Боннэр. А.Сахарова поместили в областную больницу им. Семашко, Е.Боннер в областную больницу им. Канавина. Во время их содержания в больницах каждому из них говорили, что другой находится в критическом состоянии, и уговаривали снять голодовку. Принудительного кормления не применяли, но перед Е.Боннэр демонстративно раскладывали приспособления для кормления. Друзья Сахаровых не знали об их местонахождении.
4 декабря 1981 в газете “Известия” была помещена статья с нападками на А.Сахарова и Е.Боннэр и с сообщением об их госпитализации. 5 дек. пыталась выехать в г.Горький, чтобы повидать Сахаровых Е.Алексеева (она сделала это по совету Президента АН СССР А.П.Александрова, предлагавшего ей также уговорить Сахаровых “бросить это дело”). Однако Е.Алексееву сняли с поезда в момент посадки, отвезли за пределы Москвы, где высадили и запретили впредь повторять подобные попытки.
8 декабря 1981 майор КГБ И.П.Рябинин сообщил в Горьком А.Сахарову и Е.Боннэр, что Е.Алексеевой будет разрешено выехать из СССР. На следующий день супруги сняли голодовку. 9 дек. сотрудник КГБ А.В.Баранов сообщил о разрешении на выезд самой Е.Алексеевой. 10 дек. представитель АН СССР Е.Табакеев по телефону передал иностранным корреспондентам официальное сообщение о конце голодовки А.Сахарова. 12 дек. сообщение о предстоящем выезде Е.Алексеевой было опубликовано в газете “Известия”. Разрешение объяснялось тем, что родители Е.Алексеевой более “не возражают” против ее выезда.
***
12 декабря 1981 Е.Алексеева вместе с другом семьи Сахаровых Н.В. Гессе поехали в г.Горький навестить Сахаровых (разрешение на это было дано КГБ). К тому времени Сахаровых соединили в одной больнице (хотя и в разных палатах). Свидание длилось 3 часа. 16 дек. Е.Боннэр выписали из больницы по ее требованию, чтобы она имела возможность проводить Е.Алексееву. 19 декабря 1981 Е.Алексеева вылетела из СССР в США через Париж и 20 дек. прибыла в Бостон. Она сохраняет советское гражданство.
А.Сахаров и Е.Боннэр медленно оправляются от последствий голодовки. 24 декабря 1981 А.Сахаров был выписан тиз больницы. А.Сахаров заявил о возобновлении сотрудничества с коллегами из СССР, прерванного летом 1980 (тогда он заявил, что не возобновит сотрудничества вплоть до удовлетворения его требований о выезде Е.Алексеевой из СССР).