11 октября 1982 в 16 час. А.Сахаров, находящийся в ссылке в г.Горьком, сидел на переднем сидении своей автомашины, ожидая жену, Е.Боннэр.
К А.Сахарову подошел неизвесный человек и задал ему какой-то вопрос. Что произошло после этого, А.Сахаров не помнит. Через короткое время он пришел в себя и успел заметить, что кто-то вытаскивает через разбитое стекло задней дверцы его сумку с документами. Однако, А.Сахаров не был в состоянии выйти из автомашины еще в течение нескольких минут. Он полагает, что подвергся действию какого-то быстродействующего наркотика.
В похищенной сумке находились 900 рукописных и 450 машинописных страниц его мемуаров, 6 толстых дневниковых тетрадей, паспорт, водительские права, завещание, важные личные письма и документы, сберегательная книжка, 60 руб. наличными, фотоаппарат, радиоприемник.
23 октября 1962 А.Сахаров направил письма протеста Председателю КГБ В. Федорчуку и Президенту АН СССР А.Александрову, в которых указал, что ограбление могло быть организовано только самим КГБ. А.Сахаров заявил, что в создавшихся обстоятельствах он вынужден предпринять меры к скорейшему опубликованию своих мемуаров.
4 ноября 1982 А.Сахаров был вызван в прокуратуру г.Горького, где ему было сделано официальное предостережение, “что своими публичными заявлениям, он нарушает наложенные на него ограничения, изложенные в Указе ПВС СССР (этот Указ никогда не был ни опубликован, ни показан А.Сахарову). А.Сахаров отказался подписать предостережение.