Томское дело (1982, 17-7)

«N 17 – 15 сентября 1982»

Стал известен круг лиц, арестованных в Томске в февраля 1982 [1982, 9-4].

Это Александр Ковалевский (р.7 марта 1930), канд. физ.-мат. наук, зав. лабораторией НИИ биологии и биофизики при Томском ун-те (арестован 9 февраля 1982); Валерий Кендель (р.ок.1950), философ, в 1980 уволен с должности научного сотрудника лаборатории конкретных социологических исследований при Томском ун-те в связи с обнаружением у него на обыске самиздата; Анатолий Чернышов (р. ок. 1940), работавший, по-видимому, зав. лабораторией уголовной экспертизы Томской прокуратуры. Сообщения об арестах Карташова [1982, 9-4] и А.Полищука [1982, 4-8], вероятно, ошибочны. Всем арестованным предъявлено обвинение по ст.190-1 УК РСФСР, а В.Кенделю и А.Чернышову, возможно, также и по ст.162 (“занятие запрещенным промыслом”).

Точные даты арестов В.Кенделя и А.Чернышова неизвестны, но, по-видимому, это 1 февраля 1982. В этот день в Томске проведено около 20 обысков. У А.Чернышова при обыске на рабочем месте изъято много фотопленок с текстами самиздата и книг по социологии, философии, религии (их фотокопии изымались и на других обысках). Среди подвергавшихся обыску – рабочий завода резиновой обуви Николай Александрович Карташов (р. ок.1930). После обыска его неоднократно допрашивали. Он показал, что у него хранил литературу А.Ковалевский. Позднее от части показаний Н.Карташов отказался. В связи с обыском и допросами Карташова и возникло ошибочное сообщение о его аресте.

У А.Ковалевского кроме обыска в день ареста позднее дважды походили выемки: сначала томов сочинений К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина и И.Сталина с подчеркиваниями, а затем радиоприемника.

10 марта в Томске прошел обыск у историка Виктора Арцимовича, работавшего переводчиком в институте геофизики. Изъято несколько мешков литературы, в том числе рукопись статьи “Противоречие на противоречии” (критический анализ работ К.Маркса). На последующих неоднократных допросах В.Арцимовича обвиняли в авторстве этой статьи. За ним была установлена слежка. Были сообщения о его аресте, но, по-видимому, недостоверные.

В тот же день, 10 марта, в Томске пришли с обыском к Элле Степановой (р. ок.1940), сотруднице института геофизики. Ей предложили принести и выдать портфель с самиздатом, который она ранее отнесла к соседям. Э.Степанова подчинилась. После этого ее допросили.

Примерно 21 марта в г.Мытищи Московской обл. по этому же делу прошел обыск у Юрия Кожевникова (р.1936), изъят самиздат. 23 марта в Ленинграде проведен обыск у бывшего политзаключенного Владимира Шнитке, изъяты записные книжки. В Барнауле при обыске у сыновей А.Ковалевского от первого брака Евгения и Павла изъята литература по каратэ. Прошли обыски и в Омске.

***

Значительная часть лиц, подвергшихся обыску, а также тех, кого вызывали на допрос, в течение ряда лет была объединена участием в работе Комплексной самодеятельной экспедиции по исследованию проблемы Тунгусского метеорита (КСЭ), начавшей свою деятельность в 1958. Активным участником КСЭ был и А.Ковалевский.

Следствие по делу А.Ковалевского и др. ведет кап. КГБ А.Д.Сергеев. Он, в частности, проводил допросы в Москве Ц.Таненгольц, М.Набоковой и Т.Хромовой [1982, 11-11]. В Томске на допросы были вызваны жена Ковалевского Мария, Геннадий Плеханов, директор НИИ биологии и биофизики, Александр Карташов, замещающий ныне А.Ковалевского на посту зав. лабораторией, Вильгельм Фаст, доцент кафедры мат. анализа Томского ун-та, В.Колпаков, доцент кафедры радиофизики ун-та, Л.Афиногенова, сотрудница НИИ прикладной математики и механики при ун-те.

В Ленинграде был дважды допрошен В.Э.Шнитке. Ему задавали вопросы о деятельности КСЭ, а также о проживающем в Красноярске Владимире Сиротинине (1979, 3-9].