Стали известны более точные данные по делу Валерия Васильевича Тюричева [1983, 5-17].
В.Тюричев, директор магазина из г.Днепропетровск (р. 1947, ранее неточность), был в 1978 исключен из КПСС. В 1979 написал работу по экономике социализма, которая у него была отобрана, когда его кратковременно задержали в Москве 12 апреля 1980. После этого им заинтересовался КГБ. В 1980 В.Тюричев послал расширенный вариант своей рукописи в Институт Маркса-Энгельса, откуда получил на нее отрицательный отзыв.
В 1980 В.Тюричев с семьей подали заявление об отказе от советского гражданства и о намерении эмигрировать. Документы в ОВИРе у них не приняли “из-за отсутствия израильского вызова”. Паспорта, которые они тогда же отослали в ПВС СССР, им вернули. В период Московской Олимпиады В.Тюричева под предлогом медкомиссии по направлению военкомата поместили в ПБ. Заключение экспертизы (“психически здоров”) на руки ему не было выдано.
По выходе из ПБ В.Тюричев потерял работу. Уволена была и его жена. После безуспешных попыток устроиться на работу В.Тюричев и его семья в нояб. 1980 приехали в Москву и вышли на Красную площадь с плакатами. Один плакат содержал требование отпустить из СССР, на другом было написано: “Хельсинки – Белград – Мадрид – 0!” Всю семью немедленно задержали и после двух суток содержания в московских тюрьмах отправили самолетом в Днепропетровск.
Через несколько дней после этого инцидента инспектор ОВИР г.Днепропетровска пригласил Тюричевых к себе для оформления выездных документов. Тюричевы заполнили анкеты, заплатили госпошлину. На 16 марта 1981 из вызвали в ОВИР для “дооформления документов”. В этот день при выходе из дома В.Тюричев был арестован. В его квартире был произведен обыск, на котором были изъяты 16 тетрадей и отдельные листы с записями В.Тюричева, его переписка с канд. философских наук В.Я.Липкиным, квитанция об отправке заказного письма Президенту Дж. Картеру.
В течение 5 мес. велось следствие (следователь Соломин). Т.к. материалов обвинения оказалось недостаточно, следователь и областной прокурор Бедрик предложили В.Тюричеву сделку: дать показания о себе самом и взамен получить мягкое наказание – 6 мес. лагерей и 5 л. ссылки. Было даже указано место ссылки: с.Александравка Криворожского р-на Днепропетровской обл. Т.к. В.Тюричев отказался от сделки, его направили на психиатрическую экспертизу. На первой экспертизе в Днепропетровской ПБ он был признан психически здоровым. Тогда была назначена повторная экспертиза (председатель комиссии проф. В.П.Блохина), которая поставила В.Тюричеву диагноз “шизоидная психопатия”.
Решением суда В.Тюричев был направлен на лечение в СПБ и был помещен в Днепропетровскую СПБ, где было начато лечение нейролептиками. 19 мая 1982 В.Тюричева перевели в Смоленскую СПБ, где лечение было продолжено (В.Тюричев получал галоперидол и инсулин). Зав. отделением, где находится В.Тюричев – Анатолий Павлович Птушкин, начальник СПБ – Вячеслав Васильевич Бобров.
22 декабря 1982 очередная экспертиза изменила диагноз. Новый диагноз: “шизофрения в параноидной форме”. Лечение было продолжено.