К суду над Дмитрием Марковым (1984, 9-3)

N 9 – 15 мая 1984

Стали известны дополнительные подробности о деле Дмитрия Маркова [1984, 5-19].

Дмитрий Дмитриевич Марков (р. 1929) – в прошлом офицер военно-морского флота. Была членом КПСС, но вышел из нее. Окончил историко-архивный институт, работал архивистом, но был вынужден уйти с этой работы. В последнее время жил в Калуге, работал переплетчиком, кочегаром, фотографом. В последнее время много занимался (неофициально) изучением творчества М.Волошина.

Д.Марков привлекался свидетелем по делу П.Якира (1972 {ХТС //}). У него был обыск в 1982 по делу А.Верховского [1982, 20/21-8], во время которого были изъяты изданные за рубежом книги и сделанные с них микрофильмы. Еще один обыск прошел у него по делу С.Григорьянца [1983, 8-2], после чего Д.Марков в марте 1983 был арестован. Его дело вели следователи КГБ И.П.Борецкий, В.С.Денисов и Быков.

Суд над Д.Марковым, обвинявшимся по ст.190-1 УК РСФСР, состоялся 12 октября 1983 в Калуге. Конкретно Д.Маркову вменялось в вину распространение книг («Собачье сердце» М.Булгакова, «О рабстве и свободе человека» Н.Бердяева и др.) и микрофильмов с них. В суд было вызвано 8 свидетелей, в том числе один хронический алкоголик, лечившийся в ЛТП, и один человек. Во время суда находившийся на психиатрической экспертизе. Из остальных пятеро полностью отрицали вину Д.Маркова и лишь один – житель г. Обнинска Дубровин – дал нужные следствию показания.

Адвокат Д.Маркова Трач фактически занял позиции обвинения. Д.Марков отрицал «антисоветскую» и вообще политическую направленность своих действий, настаивал лишь на том, что его «взгляды, за которые он предстал перед судом, выработаны под влиянием самой жизни».

Суд приговорил Д.Маркова к 3 г. лагерей общего режима.

После суда Д.Марков направил в Лондон, в штаб-квартиру «Международной Амнистии» письмо, в котором просил «не принимать участия в его судьбе», т.к. такое участие, по его мнению, «преследует политические цели».

***

О.Запальская и В.Катагощин, в отношении которых судом по делу Д.Маркова было вынесено частное определение – не супруги [в 1984, 5-19 ошибка].

В.В.Катагощин – историк-архивист, работал в Калужском областном архиве, ныне – сторож. В ходе допросов по делу А.Верховского [1982, 13-10] В. Катагощину неоднократно угрожали возбуждением дела против него самого. Основанием для этих угроз была находившаяся в распоряжении следствия записка, присланная из-за рубежа Юрием Иваском и адресованная некоему «В.В.» В этой записке речь идет о рецензии «В.В.» на книгу Ю.Иваска о К.Леонтьеве. В.В.Катагощина обвиняли в том, что он был посредником между Ю.Иваском и его корреспондентами в СССР, а также в написании материалов для «Хроники текущих событий». Сейчас, однако, принято решение дело против В.В.Катагощина не возбуждать.

Отказано в возбуждении уголовного дела и против биолога Олеси Александровны Запальской, которая ныне работает медсестрой в г.Обнинске. Но уже после этого, в начале января 1984 О.Запальская была вызвана в следственный отдел УВД г. Обнинска, где ей сообщили, что против нее возбуждено дело о хищении книг из библиотеки. Во время обыска у О.Запальской по делу А.Верховского [1982, 13-10] было изъято около 70 книг с библиотечными штампами (в основном по истории и философии). Они в свое время были списаны из библиотек, а затем были куплены О.Запальской у частных лиц или подобраны на свалке. Дальнейший ход дела пока неизвестен.