В.Бегун против “Советской культуры” (1987, 21-3)

N 21 – 15 ноября 1987

5 октября 1987 народный суд Свердловского р-на г.Москвы (председательствующая И.А.Троицкая) рассмотрел иск В.Я.Бегуна к газете “Советская культуру”. В.Бегун, ст. научный сотрудник Института философии и права АН Белорусской ССР, – автор книг “Вторжение без оружия”, “Рассказы о детях вдовы”, статей “Сожженная Верера” и др., посвященных “критике” сионизма.

Газета “Советская культура” 18 июня 1987 опубликовала статью А.Черкизова, критикующую объединение “Память”. В ней автор утверждал, в частности, что В.Бегун, совместно с другими “критиками” сионизма (Е.Евсеевым, А.Романенко) является защитником теории “сионистско-масонского заговора”, и что В.Бегун был одним из лекторов “Памяти”. В.Бегун в своем иске требует “восстановления своей чести и достоинства”, оспаривает утверждения А.Черкизова и заявляет, что “Советская культура” развязала против него кампанию морального и даже физического террора: после публикации в газете к нему звонят с угрозами и бранью, пытаются вломиться в квартиру и т.п. В.Бегун расценивает действия газеты как “попытку подавить выступления против сионизма”.

Ответчиком со стороны газеты выступили зам. главного редактора “Советской культуры” В.Долганов и писатель А.Черкизов. А.Черкизов представил встречный иск против В.Бегуна, назвавшего его в письмах в ЦК КПСС и другие инстанции “клеветником”, “жуликом” и т.п. А.Черкизов требует извинения.

А.Черкизов привел в суде многочисленные цитаты из книг В.Бегуна, где бросается тень на еврейское население СССР как на агентуру масонства и сионизма. Он просил приобщить к делу полученное им анонимное письмо с угрозами расправиться с ним “пулей и петлей”. А.Черкизов просил направить В.Бегуна на психиатрическую экспертизу.

В.Долганов представил справку минской милиции о том, что В.Бегун никогда не обращался с жалобами на какие-либо угрозы ему. Он зачитал также письма специалистов, оценивающих взгляды В.Бегуна, как фашистские. В экспертном заключении Института США и Канады АН СССР указывается, например, что в 7 случаях В.Бегун прямо заимствует текст MEIN KAMPF, заменив слово “еврейский” на “сионистский”. В.Долганов присоединился к мнению экспертов о том, что в действиях В.Бегуна содержатся признаки ряда уголовных преступлений.

Судья И.Троицкая объявила, что большинство документов, представленных истцом и ответчиком, к делу приобщены. Ходатайство о направлении на психиатрическую экспертизу отклонено. Следующее заседание суда было назначено на 12 ноября 1987.

В зале суда присутствовало около 70 чел., преимущественно из объединения “Память”, в том числе Е.Евсеев, А.Романенко, В.Емельянов, два арабских журналиста, 12 евреев, два сотрудника “Советской культуры”.