РАЗНЫЕ СООБЩЕНИЯ (3-1 — 3-19)
Дополнения и изменения в списке узников совести СССР (3-20 — 3-47)
3-1.
28 ноября – 2 декабря 1978 в Ереване был продолжен судебный процесс {1978, 2-12} члена Армянской Хельсинкской группы, физика и дьякона Армянской церкви Роберта Назаряна. Из большого зала электро-лампового завода, где процесс начался в середине ноября, заседания были на этот раз перенесены в маленькое помещение в здании Верховного Суда АрмССР (видимо из-за приветствий Назаряну, раздававшихся из зала). Назарян и его адвокат Юрий Мкртчян протестовали против переноса суда в другое помещение. На этот раз в зале, кроме специально подобранной публики, присутствовали восемь родственников и друзей подсудимого.
Назарян не признал себя виновным. Он заявил, что вместе с ним под судом вся Армения, что здесь судят также Хельсинкские соглашения. Известно также сообщение Назаряна, что следователи предлагали ему ” вариант Гамсахурдиа” – раскаяние и мягкий приговор, но он отказался.
13 свидетелей, выступивших на суде, дали показания, главным образом в пользу обвиняемого. Прокурор потребовал 6 лет лагерей. Суд приговорил Назаряна к 5 г. лагерей строгого режима и 2 г. ссылки. {См. исправление 1978, 4.22}
3-2.
В [1978, 2-2] сообщалось об аресте в Ленинграде студента Александра Скобова (или Строгова). Сейчас известно, что фамилия арестованного действительно Скобов и в ХТС N 40 ошибка. Дата ареста Скобова 14 октября 1978. Адрес его семьи (мать, бабушка): Ленинград, Пискаревский просп. 20 кв. 4.
31 октября 1978 был арестован другой ленинградский студент Аркадий Цурков (р. 1959). Обоим предъявлено обвинение по ст.70, 72 и 190-2 УК РСФСР. Следствие ведется бригадой КГБ, в ее составе майоры Цыганков и Суворов.
В числе вменяемых пунктов обвинения – издание и распространение самиздатского журнала “Перспективы” (всего вышло 3 номера). «Перспективы» – журнал общественно-политического характера, в котором, в частности, был опубликован (под псевдонимом) ряд программных документов. Обвиняемым вменяется также распространение ХТС, “Континента”, брошюры “Пытки в Грузии” и др. По ст. 72 Скобова и Цуркова обвиняют в создании “Революционного Коммунистического Союза Молодежи” (в 2-2 ошибочно указано, что самоназвание группы “левая оппозиция”). Их обвиняют также в намерении провести в Ленинграде 16 октября с.г. “Всесоюзную конференцию левых групп”. Обвиняемые отрицают свою вину. О предъявлении обвинений москвичу Бесову и горьковчанину Павленкову ничего не известно.
По этому делу проведен также обыск у Андрея Резникова (р. 1959, адрес: Ленинград, ул. Жуковского 23 кв. 3). Был изъят “Архипелаг Гулаг” и др. литература. Резников задерживался в
1976 в связи с событиями, упомянутыми в ХТС N40. Впоследствии был освобожден, исключен из ЛГУ и вскоре призван в армию. Сейчас он рабочий.
Незадолго до ареста Скобова и Цуркова они оба, а также Резников были вызваны в КГБ, где им было предъявлено предупреждение по Указу ПВС СССР от 25 дек. 1972 и предложено срочно подать заявления на эмиграцию. Все трое отказались, после чего и начались аресты. Вопрос об аресте Резникова,как заявляют в КГБ, может быть решен в любое время.
Обыск был проведен также у студента Александра Чистякова. Изъят только том О.Мандельштама. Обыски, не давшие никаких результатов, были у студентов ЛГУ Владимира Веретенникова, Ирины Федоровой, Лопотухиной, у выпускника школы, работавшего в Эрмитаже, Евгения Волковыского(р. 1961), а также у Хавина, в прошлом году помещавшегося в психбольницу.
На допросы также вызывались студенты супруги Виноградовы и выпускница музучилища Инна Тютюнич.
Поставлен вопрос об исключении из ЛГУ за участие в работе ленинградской “коммуны” [см. 1978, 2-2] Виноградовых и Чистякова.
Группа молодежи, вовлеченная в описываемые события, идеологически весьма неоднородна, но все они, видимо, придерживаются левых убеждений. Сообщают, что в их числе лица, считающие себя марксистами и анархистами.
3-3.
21 ноября 1978 в вагоне поезда, идущего из г. Коноша в г. Калинин был арестован Александр Иоилович Огородников (р. 1950). Ему предъявлено обвинение в тунеядстве (ст.209 УК РСФСР).
А. Огородников уже более 2 лет подвергается репрессиям за руководство религиозно-философским семинаром молодежи и издание журнала “Община”. Огородников исключен с 3-его курса ВГИК в 1973, возглавил семинар в октябре 1974. 13 апреля 1977 “Литературная газета” опубликовала резкую статью об Огородникове “Свобода религии и клеветники”. Огородников не мог найти себе никакой работы и содержал себя, обрабатывая приусадебный участок. Ему был поставлен милицией предельный срок трудоустройства – 16 ноября.
До ареста Огородников жил в д. Редькино к сев.-зап. от Москвы, в доме, купленном на имя отца. Отец живет в г. Чистополе ТатАССР. Под арестом Огородников содержится в городе Калинине.
3-4.
2 ноября 1978 слушатель религиозно-философского семинара молодежи Александр Кустин был насильственно помещен в Центральную клиническую психбольницу Московской области.(Москва, ул.8 Марта 1; главврач Мурашкина, лечащий врач Журавлева). Кустин (р. 1949) – инженер-электроник во Всесоюзном НИИ искусственного волокна. Его задержали непосредственно на работе. У Кустина больные мать и маленький брат.
Кустин подвергся грубому обращению (с него сорвали крест), его привязали к кровати и сделали несколько инъекций медикаментов. В тот же день на его квартире в его отсутствие был проведен обыск {см. исправление 1979, 2-21}.
3-5.
27 октября 1978 Ученый Совет Института Мировой литературы АН СССР принял решение ходатайствовать о лишении ученой степени кандидата филологических наук Татьяны Николаевны Щитковой.
Это ходатайство должно быть рассмотрено Высшей Аттестационной комиссией при СМ СССР. Причина ходатайства – участие Щитковой в религиозно-философском семинаре молодежи, который в тексте решения назван “антисоветской организацией”. В июне с.г. Щиткова была уволена с работы и находится в трудном положении. Ее адрес: Смоленск, ул. Кирова 15 кв. 31.
3-6.
Одна из основательниц “Свободной межпрофессиональной ассоциации рабочих” [см. 1978, 2-1] москвичка Валерия Новодворская (р. 1951) была 24 ноября 1978 насильственно помещена в психиатрическую больницу общего типа. Ее отправили в больницу с допроса, на который она была вызвана в связи с тем, что 21 ноября милиция обнаружила при обыске в ее сумке экземпляр ХТС. Новодворская объявила сухую голодовку.
Новодворская уже провела более 4 лет в психбольницах (декабрь 1967 –февраль 1972) за распространение листовки со стихотворением у Дворца Съездов в Москве {ХТС 13.2. Исиправление [1978, 4-21]: первый раз В.Новодворская была помещена в психбольницу в 1969.}
Перед последней госпитализацией она работала регистратором в больнице.
3-7.
13 ноября 1978 в Литве был создан Католический Комитет Защиты Прав Верующих. Комитет основан пятью католическими ксендзами.
Альфонсас Сваринскас (р. 1925) дважды находился в заключении за участие в национально-освободительном движении (1945-1955 и 1958-1964). Во время первого срока в лагере был посвящен в сан (1950), долгое время находился в одном лагере с кардиналом И. Слипым. Ныне имеет приход в г. Видукле Тельшяйской епархии. 28 июня 1978 республиканская газета “Тиеса” опубликовала резкую статью о Сваринскасе.
Юозас Здебскис (р. 1929) посвящен в сан в 1952, отбыл год заключения по ст. УК ЛитССР, соответствует статье 142 УК РСФСР (“нарушение закона об отделении школы от церкви”). Имеет приход в г. Шилале Тельшяйской епархии.
Сигитас Тамкявичюс (р. 1938) посвящен в сан в 1973, имеет приход в селе Симна близ г. Кибартай Вилькавишской епархии.
Йонас Кауняцкас окончил семинарию в 1977. Имеет приход в Тельшяйской епархии (вероятно в г. Висвенай). Вицентас Велавичюс (р. ок. 1920) находился в заключении в 1948-1955 за участие в национально-освободительном движении. Неизвестно имеет ли он в настоящее время приход (в 1975 он не числился в списках литовских ксендзов).
О создании комитета объявлено на пресс-конференции 22 ноября в Москве с участием Сваринскаса, Здебскиса, Тамкявичюса и члена Христианского Комитета защиты прав верующих о. Г. Якунина.
Новосозданный комитет обратился с просьбой о благославении к папе Иоанну-Павлу II. Он обратился также к папе, президенту Картеру и главе англиканской церкви архиепископу Кентерберийскому Дональду Когену с предложением разработать международное соглашение о защите прав верующих.
Комитет послал также ряд писем с конкретными требованиями в советские государственные органы. Комитет высоко оценил избрание кардинала Войтылы на папский престол и приветствовал его слова из речи 5 ноября 1978 в Ассизи: “молчащая церковь” более не молчит: она говорит устами папы”.
3-8.
Балис Гаяускас, находящийся в заключении в лагере особого режима в пос. Сосновка МордАССР, вступил в Литовскую группу содействия выполнению СССР Хельсинкских соглашений.
3-9.
Верховный суд РСФСР 23 ноября 1978 отклонил кассационную жалобу А.Подрабинека, несмотря на то, что адвокат Е. Шальман указал на 78 нарушений УПК РСФСР во время суда первой инстанции.
3-10.
Прокуратура Житомирской обл. 11 сентября 1978 отклонила ходатайство сестры С. Бабича об опротестовании в порядке надзора приговора, вынесенного его брату. Бабич, до того уже дважды судившийся по политическим делам, приговорен к 5 г. тюрьмы и 10 г. лагерей особ. режима за “кражу оружия”. Бабич отрицает свою вину. Обвинение базируется главным образом на показаниях второго подсудимого – Н. Радчука, который получил лишь 3 г. лагерей и вскоре был досрочно освобожден.
3-11.
Сообщение [1978, 2-9] о переводе политзаключенных из Владимирской тюрьмы в Чистополь подтверждается. Известно, что в Чистополь переведены также Г. Бутман и И. Менделевич. Соответственно, их адрес сейчас (как и А. Щаранского и С. Григорьянца): г. Чистополь, ТатАССР, учр. УО-148/ст-4.
Повидимому, тюрьму для политзаключенных во Владимире ликвидируют (Владимир находится в “золотом кольце” иностранного туризма). Ничего пока неизвестно о переводе в Чистополь политзаключенных особого режима (в их числе В. Пяткус и Ю. Шухевич). Адрес для писем из-за границы: Москва, п/я 5110/1-УЭ.
3-12.
Амнер Завуров в марте 1978 был переведен из лагеря на так называемые “стройки народного хозяйства” (на жаргоне “на химию”). В октябре за нарушение режима в период пребывания ” на химии” возвращен обратно в лагерь. В соответствии с Указом ПВС СССР от 20 марта 1964 “Об условном освобождении из мест лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного хозяйства”, срок пребывания на “строительстве” в случае возврата в лагерь не засчитывается как отбывание наказания. Поэтому Завуров освободится не в декабре 1979, а в июле 1980.
3-13.
Звиад Гамсахурдиа находится в ссылке в маленьком селении в Дагестане. Его уже посетила жена с сыном. По приговору суда первой инстанции Гамсахурдиа имел 3 г. лагеря и 2 г. ссылки. Специальных сообщений об изменении приговора в кассационном суде не поступало, но судя по тому, что Гамсахурдиа находится уже в ссылке, Верховный суд ГрузССР заменил срок лишения свободы фактическим отбытием и оставил одну ссылку. Это означает, что Гамсахурдиа освободится приблизительно летом.
Гамсахурдиа болен туберкулезом. (В списке узников совести опечатка. Жена : Манана Парменовна).
3-14.
В квартиру акад. Сахарова проник неизвестный вор, похитивший ряд важных документов. Кража, повидимому, произошла 27 ноября 1978, когда Сахаров и члены его семьи на 1 час оставили квартиру. Признаки появления посторонних в квартире были замечены Сахаровым сразу, однако, исчезновение важных документов обнаружилось лишь 1 декабря.
Среди исчезнувшего: все документы, опубликованные Сахаровым в этом году, большое число писем от друзей, копии посланных Сахаровым писем, неопубликованные статьи, включая работу “Движение в защиту прав человека в СССР и Восточной Европе – цели, смысл, трудности”, 68-страничная рукопись с ранее неопубликованными биографическими деталями, неопубликованное письмо Брежневу и т. п. Значительное число ценностей, находившихся в квартире вор не тронул.
3-15.
14 октября 1978 состоялся обыск в квартире Людмилы Регельсон (Москва), жены известного общественного и религиозного деятеля Льва Регельсона. Обыск проведен по делу какой-то неизвестной Л. Регельсон женщины. Руководитель обыска отказался сообщить, на каком основании обыск производится, т.к. “следователь сейчас в отпуске”. Изъята религиозная литература, в том числе Евангелия, Новый Завет, Служебник и т.д.
3-16.
10 ноября 1978 был произведен обыск у И. Зисельса (Черновцы, УССР). Обыск производился по делу некоего Маргулиса (хранение порнографии). Порнографии найдено не было, зато были изъяты стихи Мандельштама, Цветаевой, Евангелие, ряд рукописей, в том числе переписка Зисельса с политзаключенными (главным образом, с П. Винсом), картотека украинских политзаключенных в психбольницах. Зисельс отказался подписать протокол обыска, а на следующий день и допроса, на который он был вызван.
Иосиф Самуилович Зисельс (р. 1946) – инженер Черновицкой телестудии. В 1976 был задержан с изъятием у него “Архипелага Гулага” и др. литературы. В 1977 получил предостережение по Указу ПВС СССР от 25 декабря 1972. В 1977-1978 неоднократно подписывал письма в защиту политзаключенных и др. документы правозащитного движения. В газете “Радяньска Украина” о нем был опубликован фельетон “Нищие духом”.
Адрес Зисельса : Черновцы, ул. Гайдара, 9 кв. 23, тел. 3 45 02; жена Ирина Борисовна Котлярова, сын Саша 8 лет. Зисельс не подавал заявления на выезд в Израиль.
3-17.
Суд над председателем Всесоюзной Церкви адвентистов седьмого дня В. Шелковым ожидается во второй половине декабря с. г. в г. Ташкенте. Ему, повидимому, предъявлено обвинение в распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй (в УК РСФСР ст.190-1) и в посягательстве на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов (в УК РСФСР – ст.227).
83-летний Шелков уже отбыл ранее 20 лет заключения и 3 г. ссылки.
3-18.
Крымский татарин Иззет Мамедалиев (р. 1946) в ноябре 1978 повесился после неоднократных угроз со стороны милиции арестовать его за нарушение паспортного режима. Мамедалиев жил в Крыму с семьей без прописки. Он страдал желудочным заболеванием и боялся не выдержать условий лагеря.
Это второе самоубийство крымского татарина в Крыму в этом году. В июне Муса Мамут (р. 1932) сжег себя в с. Донское близ Симферополя.
3-19.
Мустафа Джемилев направил в ПВС РСФСР протест против нового распоряжения, ограничивающего права крымских татар на возвращение на родину. Согласно этому распоряжению, опубликованному в Ташкенте в апреле этого года, милиция в Узбекистане может отказать крымскому татарину в выписке, если он не получил предварительного разрешения на прописку в Крыму от местных властей.