Томское дело (1982, 23/24-9)

«NN 23/24 – 31 декабря 1982»

Стали известны дополнительные подробности о томском деле (1982, 19-3 и ранее).

Следствие по этому делу было начато, по-видимому, еще в 1981 по доносу первой жены Валерия Кенделя Плюсниной, сообщившей в КГБ перечень зарубежной и самиздатской литературы, читаемой мужем, и круг его знакомств. В результате этого доноса и были проведены обыски 1 апр. 1981 [1981, 12-6], в том числе в теплице цветочного хозяйства г.Томска у Станислава Божко и др. лиц. (так. наз. “тепличное дело”). Тогда следствие было прекращено за недостатком материалов. В.Кендель, однако, был вынужден уйти с работы в социологической лаборатории (равно как и С.Божко из цветочного хозяйства), и оба начали зарабатывать себе на жизнь на строительных работах.

Массовые обыски 1 февраля 1982 были проведены УКГБ Томской и Омской областей и Красноярского края и УВД Томского облисполкома под кодовым наименованием: операция “Гражданская оборона”. Руководил операцией кап.Сергеев. Было проведено около 10 обысков, в том числе у В.Кенделя, С.Божко, Н.Серебренникова [1982, 12-6], А.Чернышова, Н.Кащеева (сотрудник лаборатории конкретных социологических исследований ТГУ), А.Ковалевского. В.Кендель и А.Чернышов были арестованы сразу после обысков.

Анатолий Алексеевич Чернышов (р.1937) занимал должность начальника Томского филиала Центральной Сибирской научно-исследовательской лаборатории судебной экспертизы. Он – инвалид 2-й группы, с трудом ходит, одинок. Его отец 20 лет провел в лагерях на Колыме, позже реабилитирован. При обыске, длившемся 26 часов без перерыва, дома и на работе, было изъято огромное количество микрофильмов, фотокопий книг, самиздата, а также двухствольное охотничье ружье, находившееся у А.Чернышова по служебной надобности для экспертизы, но по небрежности должным образом не оформленное. Микрофильмы и фотокопии были сделаны на оборудовании лаборатории, которой заведовал А.Чернышов.

А.Ковалевский был арестован позднее – 9 февраля 1982, после второй серии обысков. 12 февр. новые обыски были проведены у сотрудницы медико-генетической консультации Е.Л.Баум и у доцента ТГУ В.Т.Волобуева. Еще через несколько дней прошли обыски у знакомых А.Ковалевского по комплексной самодеятельной экспедиции по исследованию проблемы Тунгусского метеорита.

Виктор Васильевич Арцимович [1982, 19-3] был арестован в конце апр.-мая 1982.

В ходе следствия было допрошено в одном только Томске не менее 100 чел. Допросы проходили также в Омске, Красноярске, Иркутске и Москве. В числе допрошенных были А.М.Полищук [1982, 4-8; 1982, 17-7], зав. консультацией, где работала Е.Баум, и доцент ТГУ В.Волобуев. Оба они отказались дать показания и впоследствии под давлением администрации были вынуждены покинуть свои посты. В.Волобуев переехал в Новосибирск, где позднее начал голодовку в составе Группы разделенных семей [1982, 10-34]. Ряд лиц дали показания о том, что они получали литературу от В.Кенделя и А.Чернышова. Следствие также интересовалось знакомством А.Ковалевского и В.Кенделя с К.Любарским.

*

По данному делу состоялось два суда. Суд над В.Арцимовичем состоялся в его отсутствие 10 авг. 1982. Суд согласился с диагнозом, подписанным врачом Шульгой: ” шизофрения, философская интоксикация”. Основания диагноза были указаны следующие: “1.Просится за границу. 2.Возомнил себя личностью. 3.Не имеет друзей, замкнут. 4. Критикует марксизм-Ленинизм”. Признать В.Арцимовича душевнобольным ходатайствовали его жена и мать. В.Арцимович был направлен на принудительное лечение в СПБ.

А.Чернышов, В.Ковалевский и В.Кендель были судимы с 30 авг. по 17 сент. (был пропущен лишь один рабочий день). В зал допускали всех желающих. А.Чернышов обвинялся по ст.190-1, 162 ч.2 и 218 УК РСФСР, остальные – по ст.190-1. В.Кендель и А.Ковалевский раскаялись и осудили свою деятельность, и были приговорены к 1,5 г. лагерей каждый. А.Чернышов не раскаялся и был приговорен к 3,5 г. лагерей с конфискацией имущества (2 750 р. на сберегательной книжке). Единственное показание о том, что он извлекал из своей деятельности прибыль, было дано В.Кенделем, заявившим, что он заплатил А.Чернышову за “Архипелаг ГУЛаг” 50 руб.

Суд вынес частное определение о возбуждении против Николая Кащеева (см. выше) уголовного дела.

Было вынесено также определение в отношении двух лиц, вызванных в качестве свидетелей: преподавателей ТГУ Вильгельма Фаста и Геннадия Новикова. Суд просил администрацию рассмотреть вопрос о возможности оставления их на преподавательской работе. Деканат физ.-мат. ф-та ТГУ предложил им уволиться по собственному желанию.