В период 28 октября — 10 декабря 1982 в Одесское УКГБ были вызваны евреи-отказники: портной Александр Прудков (р. 1945, отказник с 1974), адвокат, ныне ночной сторож Юлий Шварц (р. 1946, отказник с 1977), математик Валерий Певзнер (р. 1947, отказник с 1977) и инженер-строитель из г.Котовск Александр Кушнир (р. 1948, отказник с 1976). Их допрашивали, в основном, о “сионистской” деятельности Якова Меша (р. 1952), портного, бывшего боксера, отказника с 1979, в особенности о причастности последнего к посылке телеграммы в советские официальные органы с выражением беспокойства относительно голодовки А.Щаранского. Была допрошена также жена Я.Меша Марина. Допрашивающие интересовались также деятельностью одесской преподавательницы иврита Юдифи Непомнящей (р. 1962).
Сама Ю.Непомнящая и ее родители Марк и Евгения Непомнящие были вызваны в КГБ 16 и 17 декабря 1982, и им угрожали преследованиями, если они не прекратят своей “сионистской” деятельности.
21 декабря 1982 Я.Меш получил очередной отказ на свое заявление об эмиграции, а на следующий день был вызван в КГБ, где его допрашивали майор Князев и начальник “еврейского отдела” УКГБ по Одесской области полковник Краснов. Они заявили Я.Мешу, что его дело передано в прокуратуру Одесской области для возбуждения в отношении его уголовного дела, и что его арест – лишь вопрос времени. Ему вменяются в вину встречи с иностранными туристами-“сионистами” (совместно с другим отказником – А.Кушниром) и передача этим туристам “клеветнической информации”. В числе обвинений – также устная “пропаганда” и организация протеста одесских евреев-отказников.
Я.Мешу сказали, что против него имеются уличающие показания М.Непомнящего. Последний, однако, это отрицал и расценил заявление сотрудников КГБ как провокацию. Позднее М.Непомнящий был вновь вызван в КГБ. От него требовали подписать заявление против Я.Меша, угрожая в случае отказа поместить М.Непомнящего в ПБ.
У Я.Меша и у его жены Марины есть сын (р. 1975).