Трудовой конфликт Ярым-Агаева (1979, 3-13)

N 3 – 15 февраля 1979

Член Московской Хельсинкской группы Юрий Николаевич Ярым-Агаев [см. 1978, 4-15] 18 января 1979 был вынужден уволиться из Института Космической Физики АН СССР в Москве, где он работал младшим научным сотрудником.

В сентябре 1978 ему было предложено оформить допуск к секретной работе, от чего Ярым-Агаев отказался по моральным соображениям. Тогда дирекция без его согласия, в нарушение трудового законодательства (ст.25 КЗоТ РСФСР), перевела его в другую лабораторию, не соответствующую его научному профилю. Отказ Ярым-Агаева подчинится этому переводу стал рассматриваться дирекцией как систематический прогул.

Ю.Ярым-Агаев обжаловал это решение дирекции в нарсуд Москворецкого р-на г.Москвы, который, однако, отказался принять дело к рассмотрению, т.к. любые судебные дела сотрудников “режимных” предприятий, т.е. предприятий с секретностью, должны, как оказалось, рассматриваться в т.наз. “спецсудах”.

В отличие от всех других судов в СССР (кроме военных трибуналов) состав спецсудов не избирается, а назначается сверху Верховным Судом СССР. Спецсуды обслуживаются также специальными коллегиями адвокатов, отобранных по согласованию с той же Коллегией N8 Верховного Суда СССР. Существование таких судов противоречит Конституции СССР (ст.152:”Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей”) и тщательно скрывается.

Ю.Ярым-Агаеву было предложено обратиться в спецсуд N12 в г.Москве. Не желая иметь ничего общего с антиконституционным учреждением, Ярым-Агаев предпочел подать заявление об уходе.

Если он не найдет себе в ближайшее время работы, против него будет возбуждено уголовное дело о “тунеядстве”.