В июне 1985 родственники А.Сахарова и Е.Боннэр в США получили письмо, написанное Е.Боннэр еще в ноябре 1984. Письмо дошло не в полном виде и переводе на английский. В письме сообщают подробности голодовки А.Сахарова в 1984, в частности, говорится о том, что его искусственно кормили сначала внутривенными вливаниями, а потом при помощи зонда. Во время кормления А.Сахаров перенес удар (или спазм), в результате чего у него развились симптомы болезни Паркинсона.
В письме приводятся также детали процесса самой Е.Боннэр [1984, 16-1]. Обвинительное заключение состояло из 7 пунктов. В вину Е.Боннэр ставились следующие эпизоды: заявления на двух пресс-конференциях во Флоренции в октябре 1975; заявления в Осло в 1975 во время вручения Нобелевской премии мира (Е.Боннэр представляла лауреата – А.Сахарова); статья в итальянской газете IL TEMPO; документ Московской Хельсинкской группы, адресованный Белградской конференции, 1977; интервью, опубликованное в “Русской мысли” в 1980; заявление в защиту Ф.Сереброва, 1981; интервью французскому телевидению в мае 1983. Единственным свидетелем на процессе был Ф.Серебров. Он говорил, что почти не знает Е.Боннэр, был у А.Сахарова лишь однажды, но Е.Боннэр не застал.
Между тем стало известно, что АН СССР не приняла отказа А.Сахарова от звания члена АН и по-прежнему продолжает считать его своим членом.
Поступили сообщения о том, что в конце апреля 1985 Сахаровы встретились в номере гостиницы с адвокатом. Детали встречи неизвестны.
В начале июня 1985 из СССР выехал еще один друг семьи Сахаровых Леонид Гальперин. Ему было разрешено, как и И.Кристи [1985, 10-6], вывезти с собой телеграмму, полученную им в июне от Е.Боннэр, что, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что с ней “все благополучно”. Однако подарки, посланные друзьями А.Сахарова к его дню рождения в мае 1985, были возвращены по адресу друга семьи Сахаровых М.Петренко. Все посылки были упакованы вместе, адрес написан рукой Е.Боннэр.
В июне же поступило сообщение из Горького о том, что занавески на квартире СахаровЫХ задернуты, света в доме нет уже около месяца, исчезла стоявшая поблизости личная машина А.Сахарова, снят милицейский пост. Все говорило о том, что супругов перевели куда-то в другое место. Высказывалось предположение, что А.Сахаров, возможно, вновь начал голодовку и был госпитализирован.
28 июня 1984 западногерманская газета BILD сообщила, что ею получены два видеофильма о А.Сахарове. Позднее они были частично показаны по телевидению. В одном фильме (цветном) врач Наталья Евдокимова, “наблюдающая А.Сахарова уже 4 года”, рассказывает о его состоянии здоровья. Другой (черно-белый) фильм снят скрытой камерой и показывает А.Сахарова в палате горьковской областной больницы им.Семашко. Видно, как А.Сахаров ест, принимает лекарства, проходит врачебный осмотр (в том числе осмотр невропатолога проф.Трошина). В фильме в качестве “марки времени” показан календарь – последняя дата, видная в кадре – 14 июня 1985. Е.Боннэр появляется в нескольких кадрах, но не совместно с А.Сахаровым. Где она сейчас – фильм не отвечает.
Друзья А.Сахарова в Москве подтвердили информацию, сообщаемую в фильме: в середине июня 1985 А.Сахарова видели на прогулке в саду кардиологического отделения горьковской областной больницы им.Семашко.