Преследования йогов (1983, 6-3)

« N 6– 31 марта 1983 »

В Свердловске, по-видимому 14 ноября 1982 арестована специалист по лечебной гимнастике В.А.Сухова, руководительница нескольких групп здоровья, в которых применялись некоторые упражнения йоги. В.Сухова и ряд ее знакомых занимались также мантра-йогой.

По делу В.Суховой прошло около 30 обысков – у преподавателей пединститута и политехнического ин-та, сотрудников местных НИИ. Изымалась литература по йоге и индийской философии (даже советские издания), рукописи по философии и народной медицине, ароматизированные палочки и многое другое того же рода. Имущество самой В.Суховой было описано.

В.Суховой было предъявлено обвинение по ст.94 и 227 УК РСФСР. Следствие пыталось связать ее дело с делом ранее арестованного члена общества “Харе Кришна” Е.Третьякова [1982, 6-10]. Однако 14 декабря 1982 мужу В.Суховой было сказано, что существование “секты” не подтвердилось и обвинение по ст. 227 переквалифицировано на ст.162 УК РСФСР (“занятие запрещенным промыслом”). В конце дек. 1982 мужу В.Суховой были возвращены некоторые изъятые на обыске вещи: ряд книг по йоге, траволечению и т.п., серебряные ложки и т.д.

22 декабря 1982 в Свердловское УКГБ к майору Романову и п/п Маматову была вызвана кандидат географических наук, преподаватель института Галина Федоровна Зверева. Ей был предъявлен текст “Предостережения” об ответственности по ст.190-1 УК РСФСР, где Г.Зверева обвинялась в организации “сборищ религиозно-мистически настроенных лиц”, на которых “клеветнически обсуждалась советская действительность”, в хранении и распространении религиозно-мистической литературы и в участии в молитвенных собраниях “реакционной секты Харе Кришна”. Устно Г.Зверевой было заявлено, что, по показаниям студентов, она давала им читать “антисоветскую” самиздатскую книгу Орионского (псевдоним?), и что другие обвинения подтверждаются показаниями Вершининой, Оборужного и Раппопорта. Протоколы этих последних показаний были Г.Зверевой предъявлены, но в них не оказалось ничего, подтверждающего обвинения. Г.Зверева написала под текстом “Предостережения”: “все написанное здесь – ложь и клевета” и расписалась.

27 декабря 1982 Оборужный и Раппопорт явились в КГБ и заявили протест против превратного толкования их слов и компрометации их в глазах Г.Зверевой. 28 декабря 1982 п/п Маматов вновь вызвал Г.Звереву и взял у нее подписку о “неразглашении данных предварительного следствия”. Он сказал Г.Зверевой, что обвинения ей пока не предъявит.

27 декабря 1982 к майору Романову был вызван кандидат химических наук, преподаватель института Ю.Е.Лобанов. Ему было предложено подписать “Предостережение” с текстом, аналогичным предъявленному Г.Зверевой. Ю.Лобанов подписывать и беседовать отказался и заявил, что будет жаловаться на незаконные действия Романова.

***

Дело кришнаитов В.Критского и С.Куркина [1982, 23/24-13] рассматривал райнарсуд Калининского р-на г.Москвы 2-7 декабря 1982. В.Критский и С.Куркин были арестованы в апреле 1982. По-видимому вместе с ними или несколько ранее был арестован еще один кришнаит – Анатолий Пиняев. После двухмесячного следствия его направили в московскую городскую ПБ N 5 (на экспертизу?), откуда он бежал в мае 1982 и с тех пор скрывается. Дело его также рассматривалось в суде (заочно), но приговор пока неизвестен. Подробные показания в суде дала Елена Прохорова.

***

22-25 марта 1983 в Москве состоялся суд над Майей Колядой (р. 1928), геологом по специальности, последнее время не работавшей. М.Коляда с мужем и тремя детьми в 1978 подали заявление о выезде в Израиль, но получили отказ.

После этого М.Коляда заинтересовалась йогой и индийской философией, сильное влияние на нее оказали книги Н.Рериха. М.Коляда стала вести неофициальные кружки йоги и индийской философии, у нее было несколько десятков учеников. На суде М.Коляде вменялось в вину распространение среди своих учеников 80-страничной рукописи с записью “откровений” художника Леонида Галкина (по-видимому, из Свердловска), который “телепатически общался с обитающими в космосе существами”. Большая часть рукописи, начинающейся словами “Я, учитель Мурия”, посвящена пропаганде вегетарианства, любви к ближнему и т.п., но в ней есть и критические высказывания в адрес правительства США, СССР и других государств. Критикуется, в частности, вторжение в Афганистан и лично Л.Брежнев. Распространение этой рукописи было квалифицировано по ст.190-1 УК РСФСР.

Прокурор просил максимального наказания по этой статье. Суд приговорил М.Коляду к 2 г. лагерей общего режима.