в сообщениях «Вести из СССР» (1978-1987)
1978
29 сентября 1978 в г.Ессентуки Ставропольского края Предгорного района арестована Валентина Романовна Запорожец (р. 1922), член Всесоюзной Церкви Адвентистов Седьмого Дня.
Ранее, 13 августа, в ее доме был произведен обыск. Обыск происходил в отсутствие хозяев, со взломом дверей. Изъяты религиозная литература, деньги, сберегательная книжка, магнитофон с лентами, пишущая машинка, все документы. Часть изъятых денег не была внесена в протокол обыска.
1979
Февраль
1 февраля 1979 в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная годовщине со дня ареста распорядителя Русского общественного фонда помощи политзаключенным в СССР А.Гинзбурга {ХТС 44.8}.
Нынешние распорядители фонда (Ирина Жолковская-Гинзбург, Мальвина Ланда, Сергей Ходорович) привели некоторые цифры, характеризующие работу фонда.
Июль
9 июля 1979 представитель ОВИР МВД СССР Герасимов в присутствии зам.нач. московского ОВИР Зотова заявил жене А.Гинзбурга И.Жолковской, что она должна до 25 июля 1979 покинуть СССР, иначе “ее дело будет закрыто”.
Он добавил, что приемному сыну Гинзбургов С.Шибаеву никогда не будет разрешен выезд {1979, 9-8}.
Ноябрь
1 ноября 1979 была арестована Татьяна Михайловна Великанова, один из ветеранов правозащитного движения в СССР, включившаяся в него практически с самого начала {ХТС, 8.10}.
Еще после обыска 11 октября 1979 [1979, 18/19-6] за Великановой была установлена непрерывная слежка, ее телефон был отключен. 1 ноября пятеро сотрудников КГБ явились на квартиру Великановой в 8 час. утра и предложили ей “тепло одеться и следовать за ними”. На требование Великановой предъявить ордер на арест ей ответили: “можете считать это беззаконием”.
Когда Т.Великанову увели, в ее квартире начался обыск, длившийся до 17 часов. Изъято много важных архивных документов и писем. Вечером того же дня зятю Т.Великановой Владимиру Кейдану официально сообщили об ее аресте.
1980
Февраль
29 февраля 1980 в Ленинграде у Юлии Окуловой-Вознесенской был проведен обыск. На словах было заявлено, что обыск проходит по делу В.Пореша, однако, проводила его почему-то прокуратура, хотя следствие по делу Пореша ведет КГБ. В протоколе обыска – около 350 наименований.
Во время обыска на квартиру к Вознесенской пришла Татьяна Горичева – один из редакторов альманаха “Женщина и Россия”. Ее тоже обыскали и изъяли из сумки ряд статей религиозно-философского содержания, альманах “Женщина и Россия”, изданный в Париже на французском языке и т.д. (всего 25 наименований).
Сентябрь
16 сентября 1980 у себя дома в Москве была арестована инженер-программист Ирина Владимировна Гривнина, член Рабочей комиссии по расследованию использованию психиатрии в политических целях. Ей предъявлено обвинение по ст.190-1 УК РСФСР.
Аресту предшествовал обыск 12 сентября 1980 по делу N 49609/15-80 (дело Л.Терновского, ранее имело N 50633/50-79), который по поручению следователя Пономарева проводил следователь прокуратуры Дэержинского р-на г.Москвы Жабин с санкции прокурора Колоскова. Изъяты 2 Библии, 2 магнитофона, фотоаппарат, пишущая машинка, ксерокопии статей из зарубежных газет, письма в защиту заключенных, Декларация Прав Человека, отрывочные материалы Рабочей комиссии.
В конце обыска к И.Гривниной пришел Виктор Бахмин. У него из портфеля был изъят комплект бюллетеня “Вести из СССР” и составленная по нему картотека, тексты экспертиз, проведенных А.Корягиным [1980, 17-6, там неточность в фамилии), материалы Рабочей комиссии.
1982
13 марта 1982 в Ленинграде была арестована Наталья Михайловна Лазарева. Ей предъявлено обвинение по ст.70 УК РСФСР. Ее дело имеет номер N 95.
При аресте в ее квартире был произведен обыск. Обыском руководил полк. КГБ Кондратьев при участии сотрудников КГБ Георгиева и Анисимова. Изъяты рукопись подготовленного к выпуску очередного выпуска альманаха “Мария”, а также альманах “Мария”, изданный в ФРГ на русском языке. Н.Лазаревой предъявлено обвинение в нелегальной передаче за рубеж и получение из-за рубежа “антисоветских материалов”.
1983
Суд над Зоей Крахмальниковой [1983, 6-21] состоялся 31 марта — 1 апреля 1983.
Дело рассматривала выездная сессия Мосгорсуда в помещении Люблинского райнарсуда. Председательствовал зам. председателя Мосгорсуда В.Романов, обвинение поддерживал прокурор Захаров, защищала З.Крахмальникову адвокат Е.Резникова. Из близких подсудимой в зал была допущена лишь ее дочь [Зоя Светова], а позднее, после допроса его в качестве свидетеля, – муж Ф.Светов.
З.Крахмальникова обвинялась по ст.70 УК РСФСР. Конкретно ей вменялось в вину составление сборников “Надежда” и передача их на Запад для публикации в издательстве “Посев”, подписание ряда писем в защиту Т.Великановой, Д.Дудко и др., распространение книги Д.Дудко “О нашем уповании”.
1984
В 20-х числах августа 1984, сначала из сообщений госдепартамента США, а затем из интервью, данного безымянным “информатором” западногерманской газете “Bild” (по всем признакам, этот “информатор” – Виктор Луи [Victor Louis]), стало известно, что 17 августа 1984 в Горьком состоялся суд над Еленой Боннэр.
О подробностях неизвестно ничего, кроме того, что защиту Е.Боннэр осуществляла московский адвокат Елена Анисимовна Резникова. Е.Боннэр приговорена к 5 г. ссылки. Как намекнул В.Луи (обычно являющийся неофициальным рупором КГБ), Е.Боннэр будет, скорее всего, отбывать ссылку в Горьком (по словам В.Луи, приговор к ссылке “должен помешать тому, чтобы она выезжала из Горького»).
1987
Февраль
Продолжается, хотя и медленно, освобождение политзаключенных. Представитель МИД СССР Г.Герасимов сообщил 17 февраля 1987, что для этого создана специальная комиссия ПВС СССР [см. 1986, 24-20].
[…] Сообщения об освобождении Галины Барац-Кохан и Валентины Голиковой [1987, 3-1] оказались ошибочными. Обе они находятся в настоящее время в тюрьме в Ростове-на-Дону. Видимо, с ними ведутся переговоры.
Находящиеся в ссылке Татьяна Великанова, Зоя Крахмальникова и Феликс Светов отказываются писать просьбы о помиловании и не освобождены.
Число освобожденных к настоящему времени политзаключенных все еще далеко не достигает объявленной цифры в 140 человек. Поименно известно об освобождении примерно 60 человек, по имеющимся в Москве сведениям – 97 чел.
Апрель
За время, прошедшее после выхода в свет предыдущего номера, к списку освобожденных политзаключенных добавилось всего несколько имен.
Стало известно о освобождении пятидесятницы Валентины Голиковой (более ранние сообщения о ее освобождении, как известно, были преждевременными) {суд, см. 1985, 3/4-11}. Освобожден баптист Василий Передереев {см. 1986, 13/14-1}. Арестованный в июле 1986 баптист Николай Минаев освобожден без суда.
[…] Решение не приводить в исполнение отсроченный приговор Серафиме Юдинцевой [1987, 5/6-1] было вынесено судом в г. Харцызск 17 марта 1987, несмотря на то, что в деле Юдинцевой было зарегистрировано три нарушения правил надзора.
Декабрь
Стало известно о досрочном освобождении целого ряда политзаключенных.
Указом о помиловании в начале декабря 1987 были освобождены две последние женщины, отбывавшие ссылку по ст.70 УК РСФСР: Татьяна Великанова и Елена Санникова. Однако Т.Великанова отказалась взять предложенный ей паспорт и заявила, что она не примет помилования и требует реабилитации. Она добровольно останется в ссылке до ее конца (или до реабилитации).